Лучший педагог года

Мастер-класс педагога-психолога «Метод активного слушания. Важно ли уметь слышать друг друга?»

Елена Игоревна Банщик
Мастер-класс педагога-психолога «Метод активного слушания. Важно ли уметь слышать друг друга?»

Мастер-класс педагога-психолога «Метод активного слушания. Важно ли уметь слышать друг друга?»

Цель: повышение компетенций педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

• Познакомить педагогов с алгоритмом и правилами «активного слушания»;

• Совершенствовать навыки «активного слушания»;

• Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Публикация «Мастер-класс педагога-психолога „Метод активного слушания, Важно ли уметь слышать друг друга?“» размещена в разделах

Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, презентация. Зелёные, жёлтые и красные листочки для каждого педагога, кейсы с ситуациями для упражнения «Мудрый слушатель», бумага, ручки, ножницы по количеству педагогов.

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня наша встреча посвящена навыкам общения. Начнём мы с небольшого теста. Перед вами на столах листочки разного цвета. Зелёный листочек обозначает «ДА», жёлтый – «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный – «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью листочков на следующие вопросы:

• Получаете ли вы удовольствие, общаясь с родителями своих воспитанников?

• Родители ваших воспитанников часто делятся с вами проблемами воспитания детей?

• Смотрите ли вы в глаза родителям при общении с ними?

• К вам на мероприятия приходят родители всех воспитанников группы?

• Часто ли у вас при общении с родителями возникают трудности, конфликтные ситуации?

• Прислушиваются ли родители к вашим советам, консультациям по поводу воспитания ребёнка?

• Хотите ли вы совершенствовать навыки общения с родителями воспитанников?

Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все листочки зелёного цвета.

2. Теоретическая часть.

Я хотела бы познакомить вас с методом активного слушания. Этот метод применяется в психологическом консультировании и психотерапии, позволяет точнее понимать психологическое состояние, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе.

Откуда возник этот метод? Автором метода активного слушания является американский психотерапевт — Карл Роджерс.

В основе этого метода лежит безоценочное принятие – это умение слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, умение короткими фразами и повторениями его же слов направлять мысли собеседника в сторону анализа ситуации.

Этот метод часто называют – эмпатическим слушанием.

Главное – в момент слушания уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок. Это очень важный ключевой момент, поэтому большинству так трудно отказаться от желания высказать свое мнение, навязать свою точку зрения, выразить оценку событию.

3. Практическая часть.

Упражнение «Снежинка»

Ведущий. Давайте посмотрим, умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга.

Инструкция: перед вами лежит квадрат из бумаги. Сложите его пополам, затем ещё раз пополам. Далее сложите так, чтобы получился треугольник. Положите перед собой так, чтобы получилась крыша домика и отрежьте левый уголок. Переверните так, чтобы отрезанный уголок получился внизу, слева от него вырежьте последовательность из кругов и квадратов, а справа – последовательность из треугольников.

Обсуждение: как вы думаете почему снежинки у всех получились разные, ведь инструкция была одна для всех? (ответы педагогов)

Вывод: у каждого из нас информация воспринимается и перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи. Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания. Что же это за правила?

Слайд 6

Правила активного слушания.

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Стройте предложения в утвердительной форме, не устраивайте расспросы.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

3. Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать.

5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

Алгоритм активного слушания:

1. Поощрение собеседника

«Да-да…»

«Я вас слушаю…»/i]

Уточнение - использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение партнера. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности.

«Не повторите ли еще раз?»

«Что вы под этим подразумеваете?»

«Пожалуйста, уточните …»

2. Переформулирование - умение сформулировать ту же мысль иначе, т. е. повторение говорящему его же сообщения, но своими словами. Переформулирование используется для уточнения своего понимания того, что сказал собеседник, при этом акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

«Насколько я понимаю, вы говорите…»

«По вашему мнению…»

«Другими словами, вы считаете…»

3. Отражение чувств, состояния партнёра – отражение слушателем чувств собеседника, его эмоционального состояния.

При отражении чувств необходимо:

Во-первых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника.

В-вторых, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего.

В-третьих, следует понять общий контекст причины обращения собеседника к вам.

Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:

«Мне кажется, вы расстроены…»

«Я понимаю ваше состояние …»

«Ваше возмущение можно понять …»

4. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство:

"Таким образом, можно сделать вывод о том, что… "

"Вы хотите сказать, что. "

Ведущий. Сейчас я хочу предложить использовать приемы активного слушания на практике. Для этого нам нужно разделиться на 4 подгруппы (по 5 человек).

Упражнение «Мудрый слушатель».

Цель: развитие навыков активного слушания.

Члены подгруппы выбирают «родителя» и «педагога». Каждой группе выдаётся кейс, где находится ситуация, цель педагога в общении и первое высказывание родителя. Задача – продолжить диалог с родителем, а педагогу достичь своей цели общения.

Кейс № 1.

Конверт для мамы:

Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

Мама (возмущённо): Вечно в вашем детском саду вещи теряются.

Конверт для педагога:

Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

Кейс № 2.

Конверт для мамы:

Ситуация: мама обеспокоена слабой подготовкой ребёнка к школе.

Мама (возмущённо): Мне хотелось бы знать, что в Вашем детском саду делается для подготовки ребёнка к школе, как ни придёшь, они вечно с конструктором возятся.

Конверт для педагога:

Ситуация: мама обеспокоена слабой подготовкой ребёнка к школе.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

Кейс № 3.

Конверт для мамы:

Ситуация: ребёнка не успели поменять, он мокрый, пришла мама.

Мама (возмущённо): А что, переодеть моего Сашу некому было? Почему ребёнок мокрый?

Конверт для педагога:

Ситуация: ребёнка не успели поменять, он мокрый, пришла мама.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

Кейс № 4.

Конверт для мамы:

Ситуация: мама обеспокоена плохим аппетитом дочери.

Мама (возмущённо): Опять Олечка в обед осталась голодной? Я же Вас предупреждала, что она рыбу не ест, можно же как – то решить этот вопрос.

Конверт для педагога:

Ситуация: мама обеспокоена плохим аппетитом дочери.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

Педагоги сообща составляют алгоритм беседы родителя и педагога в соответствии с заданной ситуацией. Далее разыгрывается мини – сценка с участием каждой подгруппы.

4. Рефлексия.

Обсуждение по поводу своих ощущений проводится в свободной форме.

– Что первое пришло в голову, как захотелось ответить собеседнику?

– Почему?

– Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?

Слайд 8

Наша встреча подошла к концу. Всем спасибо за работу!

Памятка для педагогов

«Как правильно активно слушать ребенка»/b]

Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.

Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Присядьте, обнимите ребенка. Ваше положение, ваша поза - первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.

Избегайте общения с ребенком, находясь в другой комнате.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Ребенок: «Не буду играть с Пашей! Взрослый: «Ты на него обиделся».

Полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.

Публикации по теме:

Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Друг для друга. Кофейно-ванильный мопс из фетра. Художественно-творческий эксперимент. Мастер-классДруг для друга. Кофейно-ванильный мопс из фетра. Художественно-творческий эксперимент. Мастер-класс Друг для друга. Кофейно-ванильный мопс из фетра. Художественно-творческий эксперимент. Авторский мастер-класс У моей коллеги осенью появился.

Фотоотчёт «Как мальчики и девочки друг друга поздравляли с праздниками 23 февраля и 8 марта» (2 класс)Фотоотчёт «Как мальчики и девочки друг друга поздравляли с праздниками 23 февраля и 8 марта» (2 класс) К этим поздравлениям мы готовимся заранее, это уже традиция класса поздравлять не только мам, пап, дедушек и бабушек, братьев и сестер,.

Любим мы в песок играть и друг друга удивлять!Любим мы в песок играть и друг друга удивлять! Приветствую вас, друзья и гости моего блога!Дети дошкольного возраста с огромным удовольствием играют в песок, он оказывает на них благотворное.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс педагога-психолога «Метод активного слушания. Важно ли уметь слышать друг друга?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Игоревна Банщик на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс педагога-психолога «Метод активного слушания. Важно ли уметь слышать друг друга?»
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 14:05
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД