Папки-передвижки

Знакомство детей с детским фольклором

Реснянская Ирина Владимировна
Знакомство детей с детским фольклором

Знакомство детей с детским фольклором

В последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены. Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, и мы не должны забывать о своём культурном прошлом.

Публикация «Знакомство детей с детским фольклором» размещена в разделах

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Детский фольклор даёт нам возможность приобщать ребёнка к народной поэзии. Благодаря этому на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуре.

Цель работы - приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как источнику культуры и развития ребенка.

Задачи:

1. Познакомить детей с устным народным творчеством как формой познания окружающего мира.

2. Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.

3. Способствовать активному использованию детьми устного народного творчества в повседневной жизни.

Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с малыми фольклорными формами, является тесное сотрудничество с родителями, а так же соблюдение основных принципов организации образовательного процесса в детском саду.

Основные принципы:

1. Принцип новизны позволяет максимально активизировать познавательную сферу дошкольника.

2. Принцип динамичности заключается в постановке таких задач по развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись, приводя к активизации внимания и интерес детей.

3. Принцип полезности предусматривает получение не только положительного результата, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.

4. Принцип сотрудничества позволяет создать в группе атмосферу доброжелательности, эмоционального раскрепощения.

5. Принцип занимательности позволяет создать радостный, эмоциональный настрой для вовлечения детей в организованную совместную деятельность.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений:

Первое направление - это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребёнком.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек.

Какие же конкретно движения выполняют дети:

1. Прежде всего, это мелкая моторика: самомассаж, шевеление пальчиков, разведение и сведение пальцев, хлопки, сжимание и разжимание пальцев в кулак, помахивание, вращение кистей.

2. Движения всей рукой: мы рисуем солнце, показываем радугу, изображаем хлопками гром, пилим дрова, строим дом, показываем тучи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы должны заботиться о развитии правой и левой руки.

3. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребёнка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям.

Какова же методика работы с использованием детского фольклора?

1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст.

2. Ребёнок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему.

3. Чтобы шло равное развитие правшей и левшей – даются движения одной рукой, потом другой.

4. Если текст позволяет, можно разделить детей на подгруппы (мальчики и девочки).

5. Если необходимо знать, как каждый ребёнок конкретно усвоил текст и движения, используется считалка.

6. Если текст позволяет, можно использовать ложки.

7. Некоторые тексты помогают детям на практике почувствовать напряжение мышц и их расслабление.

8. Неоднократное повторение ведёт к прочному усвоению материала.

9. Произведение детского фольклора предпочтительней использовать комплексно.

10. Игры проводятся в зависимости от условий.

11. Распределение ролей в играх должно быть справедливым.

Ожидаемые результаты

• Своевременное развитие фонематического слуха;

• Формирование способности улавливать тонкие звуковые различия, готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;

• Улавливать специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность;

• Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять словарный запас;

• Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

• Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к окружающему миру;

• Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;

• Получить первоначальное представление о труде.

Игры на материале детского фольклора даёт детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности.

Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутку, радоваться.

Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. ведь игры взрослых и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров, сделают их ближе духовно, что необычно важно и для детей и для взрослых

Что же относится к детскому фольклору?

Народные игры - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Пестушки – это песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Баю –баю, баюньки, Купим сыну валенки

Наденем на ножки Пустим по дорожке Будет наш сынок ходить Новы валенки носить

Потешки - это игры взрослого с ребёнком (его пальчиками, ручками)

Пальчик, пальчик? Где ты был? С этим братцем

В лес ходил, С этим братцем Щи варил С этим братцем Кашу ел С этим братцем Песни пел

Заклички – это обращения к природным явлениям.

Дождик – дождик

Полно лить

Наших детушек

Мочить Радуга – дуга

Не давай дождя

Давай солнышка

Колоколнышка Солнышко – вёдрышко

Выгляни в окошко

Солнышко нарядись Красное покажись

Приговорки – это обращения к насекомым, птицам, животным

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслина головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь

Голосисто поёшь Деткам спать не даёшь? Пчёлы гудят

В поле летят

С поля идут

Медок несут

Считалки – это коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре

Катилось яблочко Мимо сада, Мимо сада Мимо града. Кто поднимет Тот и выйдет

Скороговорки – для правильной и чистой речи детей

От топота копыт У осы не усы Пыль по полю летит Не усищи, а усики

Дразнилки – это насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого – нибудь, трунить над кем – нибудь

- Скажи «Овёс» - Овёс - Хвать тебя за нос! (хватают за нос)

Прибаутки - в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Петя-Петя-Петушок, Сорока - белобока

Петя - красный гребешок, Жила одиноко

По дорожке он пошел Скакала, скакала,

И копеечку нашел, Гостей поджидала

Купил себе сапожки, Кашу сварила

А курочке - сережки! Гостей угостила!

Пословицы и поговорки

Декабрь год кончает, зиму начинает Много снега – много хлеба

Небылицы – то чего на самом деле не бывает

Ехала деревня мимо мужика - Глядь, из – под собаки лают ворота -Тпру – у – сказала лошадь А мужик заржал Лошадь пошла в хату А мужик стоял Лошадь ела сало А мужик овёс Лошадь села в сани А мужик повёз

Список литературы

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М. : Детская литература., 1988.,

2. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. -1992.-№5-6.- С. 5-8.

3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.

4. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник» М. Просвещение 2002, 322с

5. Проскурин А. А. «Народный календарь. Праздники, приметы и обычаи от Руси до России», серия «Домашняя энциклопедия» - 2002г., 426.

6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. -1990.-№7.-С. 15-18.

7. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С. М. Мерзляковой. –М. : Владос, 1999. –214с.

8. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. -1983.-№7.-С. 18-21.

9. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М. : Педагогика, 1990. –384с.

Публикации по теме:

«Моя мама — фея цветов». Творческие работы детей с детским МК«Моя мама — фея цветов». Творческие работы детей с детским МК Приближается праздник-день 8 марта. И все мы стараемся сделать с детьми подарок для мам и бабушек, придумываем что-то интересное. Я предложила.

Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!»Праздник знакомства с детским садом для детей младших групп «Здравствуй, детский сад!» "Здравствуй, детский сад!-2019" праздник знакомства с детским садом для детей младших групп Составила: Коровина Н. Н., Музыкальный руководитель,.

Фотоотчет о празднике «Прощаемся мы с детским садом!» ВидеоФотоотчет о празднике «Прощаемся мы с детским садом!» Видео Вот и закончился первый этап жизни моих малышей,пребывания в детском саду. Быстро пролетело 4 года и нужно уже готовиться к новому жизненному.

Фотоотчет о выпускном утреннике «Мы с детским садом расстаемся»Фотоотчет о выпускном утреннике «Мы с детским садом расстаемся» Фотоотчет о выпускном утреннике "Мы с детским садом расстаемся" Обычно я работаю с малышами. Дети подрастают и уходят в другие детские.

Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклоромКалендарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.

Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм. Задачи: - Познакомить родителей с ценностью потешек для общего.

Сценарий прощания с детским садом для выпускной группы Сценарий прощание с детским садом для выпускной группы. Продолжительность мероприятия 40-60 минут. Требуется 2 воспитателя. Нужные для праздника.

Стенгазета «Прощаемся мы с детским садом!»Стенгазета «Прощаемся мы с детским садом!» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Приближается самый волнительный праздник для выпускников детского сада и их родителей-выпускной бал!В нашем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Знакомство детей с детским фольклором (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Реснянская Ирина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Знакомство детей с детским фольклором
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 13:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД