МААМ-картинки

Кластер как средство познавательной активности дошкольников

Надежда Ратникова
Кластер как средство познавательной активности дошкольников

Надежда Ратникова

«Кластер, как средство познавательной активности дошкольников»

Кластер – (в переводе с англ.) это скопление, гроздь, пучок.

Кластер пришел к нам из информационно-коммуникативных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.

Актуальность метода кластера для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка.

Публикация «Кластер как средство познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста (темы) и графическое оформление их в виде схемы.

Существуют различные виды кластеров:

На своем открытом просмотре я воспользовалась кластером «планета и её спутники» тема занятия «Мой Приокский район» На мой взгляд, для дошкольников это самая востребованная и продуктивная модель кластера. Ею удобно воспользоваться на этапе изучения, закрепления и систематизации, а также на этапе повторения изученного материала. Кластер мы оформили, на доске. В центре расположили основное понятие, а по сторонам крупные смысловые единицы. Это были картинки относящиеся к данной теме. …. Далее уже вокруг «спутников» можно находить менее значимые смысловые единицы для более полного раскрытия темы. Очень важно уметь конкретизировать категории, содержащиеся в изучаемом материале.

Блок-схемы - данный вид кластера можно применить для составления рассказа о семье. Здесь нет схемы как таковой, здесь важна последовательность.

Бумажный кластер - Дети составляют из этих карточек кластер, устанавливая между понятиями смысловые связи, развивают словесно-логическое мышление.

Кластер с нумерацией слов для составления предложения - Детям предлагаются пронумерованные карточки с картинками, чтобы выставить слова в правильный порядок, правильно составить предложение. Развивать лексико- грамматический строй речи.

Арт-кластер – это кластер, в котором вместо записи слов используются картинки. Картинки могут изображать единичные предметы или сюжеты. Например, слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению Карточки можно раскладывать на столе или наклеивать на лист бумаги.

Сюжетный Арт кластер – пример, занятие по развитию речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок

Групповой кластер - Большая тема делится на несколько "подтем" (групп). Подтемы можно раздать разным детям или группам детей. Для каждой подтемы составляется свой кластер. Затем все схемы объединяются, и получается один общий кластер

Обратный кластер- Данный вид кластера используется чтобы вызвать интерес у детей. Составляется обратный кластер следующим образом: выставляются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. (Например, воспитатель показывает детям следующий кластер и просит назвать - обобщающие понятие)

Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Кластер может быть использован во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания.

В процессе работы у воспитанников формируются и развиваются умения: формулировать вопросы; находить главное в большом объеме учебного материала; устанавливать причинно-следственные и логические связи; строить умозаключения; переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде; проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Применение приёма «кластер» позволяет охватить больший объем учебного материала, вовлекает всех воспитанников в обучающий процесс, деятельность интересна детям, они открыты и активны.

Кластер — это интерактивная технология, которая помогает развивать связную речь и системное мышление детей, а также даёт возможность дошкольникам проявить себя и высказать своё видение вопроса.

Подводя итоги хочу еще раз подчеркнуть, что овладев технологией метода КЛАСТЕР и применяя его в воспитательно-образовательном процессе, данный метод, несомненно будет способствовать развитию у детей качеств отвечающим процессам воспитания и обучения, происходящим сегодня изменениям в жизни и требованиям прописанным в государственном образовательном стандарте нового поколения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Кластер как средство познавательной активности дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Ратникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Кластер как средство познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 08:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД