Лучший педагог года

Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей

Ирина Махова
Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей

Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении жизни.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Публикация «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей» размещена в разделах

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. В своей работе мы используем следующие формы физического развития и укрепления здоровья детей.

Традиционные:

- диагностирование;

- физкультурные занятия;

- активный отдых (праздники, развлечения, игры, забавы; дни здоровья);

- физкультминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- закаливание (ходьба босиком, облегченная одежда);

- гигиенические и водные процедуры (умывание, мытье рук, обеспечение чистоты среды);

- свето - воздушные ванны (проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха);

- спортивные игры и упражнения (на занятиях знакомимся и закрепляем элементы баскетбола, футбола, на прогулке ходим на лыжах, катаемся на санках);

- подвижные игры;

- утренняя гимнастика;

- музоформление фона занятий;

- гимнастика после дневного сна;

- самостоятельная двигательная деятельность.

Нетрадиционные:

- ритмическая и корригирующая гимнастика;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия, сколиоза);

- точечный массаж (катание по полу гимнастической палки стопами ног, массаж крыльев носа, ушной раковины, лобного отдела, надбровных дуг и т. д.);

- оздоровительный бег;

- кружковая работа по физическому воспитанию;

- спортивная встреча «Веселые старты» с выпускниками – первоклассниками.

Одной из основных форм физического развития и укрепления здоровья являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка.

Физкультурные занятия выполняют ряд задач по физическому воспитанию :

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

- удовлетворять естественную потребность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

- создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способствовать активизации мышления, развивать творчество.

Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач. Отбор программного материала осуществляется инструктором по физкультуре с учетом возрастных особенностей детей :

- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развивать физические качества;

- в старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.

С целью поддержания интереса детей к физкультурным занятиям мы используем не только классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части, но и игровые ( С использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д., тематические.

Еще одна форма физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – это утренняя гимнастика. Младшим дошкольникам очень нравятся несложные игры, носящие подражательный характер (изображать движения белки, медвежат, полет птиц). Поддерживает интерес к физическим упражнениям и подбор комплексов утренней гимнастики. Например, в I-й младшей группе используются упражнения в игровой форме : срывание цветов, мячики, птица машет крыльями, прятки, качели; тематические комплексы: с мячами «Котята», без предметов «Белочка», со стульями «Цирковые медвежата» и др. В средней группе проводим комплексы утренней гимнастики в стихах, тематические. В старших группах проводим гимнастику с различными предметами: с веревочкой, со стульями, с гантелями, со скакалкой, с гимнастическими палками, а также упражнения в парах.

Огромное внимание уделяем формированию осанки, т. к. у дошкольников развитие костно-мышечной системы, состоящей во многом из хрящевой ткани, еще не завершено. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет собой опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, должным образом не развиваются. Поэтому используем в своей работе комплексы утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и деформации позвоночника, для профилактики сколиоза.

В утреннюю гимнастику не нужно включать элементы соревнования, так как это излишне возбуждает. Следует избегать упражнений, требующих от ребенка напряженного внимания.

Организуя непосредственно занятия утренней гимнастикой, сначала нужно выполнить несколько имитационных (подражательных) движений: для рук и плечевого пояса, туловища, затем для ног – приседания, прыжки или бег. В заключение комплекса дыхательные упражнения и спокойная ходьба. Занятия строятся в определенной последовательности: сначала упражнения, вызывающие меньшую затрату сил, а затем – с большей нагрузкой. Количество повторений зависит от характера движений. Если они вовлекают в работу большие группы мышц, то нужно примерно 4-5 повторений. Движения, требующие участия меньшего количества мышц (например, подъем и опускание рук, можно повторить 6-8 раз.

Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создавать бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая детей. Выразительности, грациозности и творческому выполнению разученных движений способствует музыкальное сопровождение.

Во всех возрастных группах на занятиях с большой умственной нагрузкой, а также в перерыве между ними проводятся физкультминутки. В них мы используем упражнения для плечевого пояса, потягивания, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти рук. В перерывах между занятиями можно давать упражнения с мячами, скакалками, а также подвижные игры, игры-эстафеты и др.

Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры с правилами. Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!».

Подвижные игры с правилами бывают сюжетные и несюжетные.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных возможностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от типологических особенностей нервной системы. Одновременно двигательная активность тренирует нервную систему, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование подвижных игр определяются уровнем физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр также принимается во внимание сформированность представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета следует провести предварительную работу: читать художественные произведения, организовывать наблюдения за природными объектами и деятельностью людей различных профессий, беседы.

В ходе игры необходимо обращать внимание детей на выполнение правил, анализировать причины их нарушения. Также нужно следить за взаимоотношениями детей в игре, нагрузкой и эмоциональным состоянием каждого ребенка.

Руководя игрой, педагог формирует у каждого ребенка адекватную самооценку, чувство товарищества, учит преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя и своих товарищей, обеспечивает реализацию его творческих способностей.

Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к спортивным играм и упражнениям. При их изучении в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность в здоровом образе жизни. Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется, но элементарные действия, отдельные элементы соревнования, правила игр дети должны знать и уметь применять.

С детьми старшей группы мы знакомимся с такими элементами баскетбола, как перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, снизу, из-за головы; ведение мяча правой и левой рукой; с элементами футбола: прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; ведение мяча вокруг предметов; передача мяча ногой друг другу в парах.

В подготовительной группе, помимо перечисленных элементов, дети овладевают такими элементами баскетбола, как перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди в движении; ловля мяча летящего на разной высоте и различных сторон; метание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча; ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу; знакомятся с такими элементами футбола, как попадание в предмет мячом, забивание мяча в ворота.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Существенное место в жизни дошкольников занимают различные формы активного отдыха : дни здоровья, спортивные праздники и т. д. Они способствуют повышению функциональных возможностей, закаленности и работоспособностей детей, оказывают положительное воздействие на всестороннее их развитие и процесс воспитания в целом.

Со второй младшей группы один раз в месяц организуются физкультурные досуги. В них включают знакомые детям физические упражнения, подвижные, спортивные игры и игры-забавы, элементы танцев, ритмическую гимнастику.

Физкультурные досуги проводятся один раз в месяц.

В январе проходит физкультурный досуг с детьми подготовительной группы и детьми первого класса «Веселые старты» и др.

В средних и старших группах 2-3 раза в год проводятся физкультурные праздники, в процессе которых дети выполняют общеразвивающие упражнения с предметами, танцевальные движения, играют в игры с элементами соревнования. Праздники предполагают также организацию аттракционов, сюрпризных моментов. Все упражнения проводятся в занимательной форме; каждому ребенку предоставляется возможность продемонстрировать свои умения в беге, прыжках, метании; проявить психофизические качества : быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость.

Также в ДОУ проводятся дни и недели здоровья. Проводить их нужно не реже одного раза в квартал. Тем самым обеспечивается оптимальный двигательный режим детей в течение всего дня, больше времени проводится на свежем воздухе.

В подготовительной группе организован кружок по физическому воспитанию. Занятия проходят каждую неделю во второй половине дня.

В октябре было проведено диагностирование по физическому развитию детей. Во 2-й младшей группе диагностировалось 16 человек, у 15 из них допустимый уровень развития физических качеств, у 1 – низкий (Черенкова Э.). В средней группе диагностировалось 13 человек, у 12 из них допустимый уровень, у 1 – низкий (Анохин С.). в подготовительной группе – 18 человек. Допустимый уровень у 15, высокий – у 1, низкий – 2 (Аганин В., Халиуллин А.).

Остановимся еще на одном очень важном средстве физического воспитания, как закаливание. Естественные силы природы (солнце, воздух и вода) оказывают большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка. Их умелое использование повышает работоспособность и усиливает положительное влияние физических упражнений на организм человека, функциональные возможности отдельных органов и систем (усиливается обмен веществ и т. д.). Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффективность закаливания. Под влиянием солнечных лучей образуется витамин Д, тем самым снижается вероятность заболеваний. Мы проветриваем помещения (спортивный зал, групповые помещения, дети на занятиях ходят босиком, занимаются в облегченной одежде.

С помощью описанных выше форм физического развития мы :

- формируем ЗОЖ;

- воспитываем стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям;

- развиваем творческую активность, инициативу, коммуникативные способности;

- воспитываем нравственные качества;

- ставим перед собой цель позабавить детей, доставить им удовольствие.

Публикации по теме:

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей "Осанка и её значение для укрепления здоровья детей" Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа.

Формирование условий для развития физического здоровья ребенка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка» Формирование.

Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей Учитель-логопед Данилова С. В. Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных.

Нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья в младшем возрасте Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.

План самообразования «Закаливание, как средство укрепления здоровья детей» План самообразованияТема: Закаливание как средство укрепления здоровья детейАктуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт.

Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ Описание системы мониторинга здоровья и физического развития воспитанников в группе общеразвивающей направленности № 6 «Андромеда» воспитателем.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития.

Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника. Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 16:18
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Махова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД