МААМ-картинки

Педагогика удивления

Толба Олеся
Педагогика удивления

«Педагогика удивления» - особое направление современной педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества.

Удивление как реакция на что-то новое – один из механизмов формирования устойчивой мотивации к познанию окружающего мира.

Публикация «Педагогика удивления» размещена в разделах

С точки зрения психологии, удивление – это когнитивная эмоция. Если ситуация, вызвавшая удивление, оказывается безопасной, то удивление преобразуется в интерес, а если приятной – перерастает в радость. Удивление может стать «запускным механизмом» для формирования внутренней положительной мотивации ребенка к познанию нового.

Классификация основных источников удивления представлена в работах П, А Степичева. Взяв её за основу, мы остановились на трех классификационных признаках:

1. Удивление фактом;

2. Удивление методом;

3. Удивление развивающей предметно – пространственной средой (конкретным предметом).

Любая образовательная область может быть спроектирована как совокупность интересных фактов. В практике мы можем использовать лайфхаки как удивительные и удивляющие факты о знакомых предметах.

Лайфхак означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя время. Лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование чего-то знакомого, известного, привычного в повседневной жизни.

1. Удивление фактом связано с творческим проектированием образовательных ситуаций. Важно помнить, что удивление вызывают факты, которые являются новыми и личностно значимыми для детей.

Весь воспитательно-образовательный процесс должен содержать то, что может вызвать у детей удивление, изумление, восторг, то, что дети запомнят на всю жизнь. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт. Для этого и можно использовать лайфхаки – предметы, которые открываются детям в новых ситуациях.

2. Удивление методом предполагает умелое владение педагогом «профессиональными инструментами». То как педагог представляет материал, его методический инструментарий и используемые педагогические технологии могут вызвать удивление, даже если предлагаемые факты или область знаний сами по себе не обладают большим потенциалом для эмоционального восприятия детьми.

Здесь используется педагогическая мастерская «Познавай. Удивляйся. Радуйся».

И. А. Мухина учитель литературы одна из «первооткрывателей» технологии «Педагогическая мастерская», пишет: «Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».

Педагогическая мастерская «Познавай. Удивляйся. Радуйся» создана для решения следующих образовательных задач:

• расширение представлений детей о различных объектах окружающего мира (с опорой на личный опыт);

• поддержка у детей интереса к разным видам активности (деятельности);

• формирование у детей устойчивой привычки задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы;

• развитие всех сторон речи, расширение словарного запаса;

• обогащение практического опыта воспитанников.

3. Удивление предметом (и шире – развивающей предметно-пространственной средой) обусловлено тем, что для маленького ребенка предмет обладает особой «притягательной силой». Особое искусство педагога заключается в том, чтобы создать такие элементы образовательной среды, которые вызывают у детей чувство удивления и тем самым помогают формировать устойчивую привычку наблюдать, размышлять, задавать разные вопросы.

Принять педагогику удивления и освоить ее как современный «Профессиональный инструмент» может лишь тот педагог, который сам способен удивиться окружающим миром, воспитанниками и собственными силами. Ака говорил французский писатель Анатоль Франс: Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». В связи с этим, отношение взрослых к миру ребенка, выраженное в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею – не владею», должно сменится параметрами «ищу - нахожу – удивляюсь - радуюсь», думаю – узнаю – удивляюсь - радуюсь», «пробую – делаю – радуюсь».

Литература:

Кривенко Е. Е. Развивающие игры малышей с предметами. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. Лыковой И. А., Касаткиной Е. И. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2020.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Полянка Удивления» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возрастаЦель: создавать условия для.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Проект «Мягкая педагогика»Проект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Отчет о проведении акции «Асфальтная педагогика» во всех возрастных группахОтчет о проведении акции «Асфальтная педагогика» во всех возрастных группах Асфальтная педагогика строится на основе детских игр и рисунков на асфальте. Такие занятия создают атмосферу радости и комплексно решают.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогика удивления
Опубликовано: 10 января 2022 в 11:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД