Папки-передвижки

Выступление на мастер-классе «Волшебная пескотерапия»

Ольга Кулякина
Выступление на мастер-классе «Волшебная пескотерапия»

МДОУ Чудиновского Д. С.

«Волшебная пескотерапия»

Инавационные технологии в образовании

Материал подготовлен воспитателем: Кулякиной Ольги Евгеньевны

2016- 2017г.

Уважаемые коллеги. Я Кулякина Ольга Евгеньевна воспитатель Чудиновского детского сада Муниципального дошкольного образовательного учреждения уже второй год работаю с детьми с песком. Предлагаю материал по пескотерапии.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желание, добра,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Публикация «Выступление на мастер-классе „Волшебная пескотерапия“» размещена в разделах

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру….

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Почему я выбрала именно песочную терапию?

Во-первых, при использовании игр с песком заметила, как существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством.

Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми дошкольниками.

Выше названые мной терапевтические эффекты игры с песком в первые был замечен шведским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, снова строит….

Но именно – это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходит тревога и страх. Ещё одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку представляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности.

Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Незатейливые игры и упражнения с песком обладают колоссальным значением для психики ребёнка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребёнок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Выделяют следующие виды игр с песком :

- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте;

- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д;

- проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребёнка, разовьют его творческую фантазию.

Значение этих игр:

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- снимают мышечную напряжённость;

- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

- способствуют расширению словарного запаса;

- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах д- 50 см ш-70 х в -от 8 -15 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8-15см — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 см 140 см 8 -15 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

-люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) позы должны быть как динамические, так и статические;

- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

- злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

1)Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

2)Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

3)Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Песок - это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить!

Чтоб запомнить и дружить!

Успехов в работе!

Публикации по теме:

Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Доклад на педагогическом совете «Пескотерапия игра с песком как способ развития ребенка» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Доклад на пед. совете «Пескотерапия.

Мастер-класс «Пескотерапия дома и в садике» Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А. М. Зверева Мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов «Пескотерапия дома и в садике» Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А. М. Зверева Мастер-класс.

Мастер-класс «Волшебная елочка»Мастер-класс «Волшебная елочка» Мастер -класс "Волшебная елочка " Для создания елочки волшебной нам понадобится :конус,нитки,пистолет клей,палочки я взяла из под суш.

Мастер-класс «Волшебная перчатка»Мастер-класс «Волшебная перчатка» .

Педагогическая технология «Пескотерапия» в ДОУПедагогическая технология «Пескотерапия» в ДОУ Педагогическая технология «Пескотерапия» в практике ДОУ. Воспитатель. Свистункова Е. П. «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

Пескотерапия — игра с песком как один из способов развития ребенкаПескотерапия — игра с песком как один из способов развития ребенка ПЕСКОТЕРАПИЯ. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» писал В. А. Сухомлинский. В связи с этим высказыванием, я уделила большое внимание.

Программа. Пескотерапия «Сила творчества» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-интернат №23» «Сила творчества» Программа.

Публичное выступление с элементами мастер класса «Если хочешь быть здоровым, закаляйся!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 с. СЕРАФИМОВСКИЙ ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Выступление на мастер-классе «Волшебная пескотерапия» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Кулякина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Выступление на мастер-классе «Волшебная пескотерапия»
Опубликовано: 19 марта 2019 в 19:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД