Папки-передвижки

Из опыта работы на РМО воспитателей средних групп «Профилактика детского плоскостопия в ДОУ»

Ирина Галиева
Из опыта работы на РМО воспитателей средних групп «Профилактика детского плоскостопия в ДОУ»

Будьте добрыми, если захотите,

Будьте мудрыми, если сможете,

Но здоровыми вы должны быть всегда!

Конфуций

Риторический вопрос: «Для чего нужны нам ноги?» Правильно, чтобы ходить, бегать и прыгать! Но чтобы делать это максимально легко и качественно, ноги должны быть здоровые. Основой наших ног, я бы даже сказала фундаментом нашего тела, является стопа – естественный амортизатор, который предохраняет тело человека от тряски при ходьбе и дает возможность удерживать равновесие при движении.

Публикация «Из опыта работы на РМО воспитателей средних групп „Профилактика детского плоскостопия в ДОУ“» размещена в разделах

Соразмерность стопы по отношению ко всему телу человека невелика, но нагрузки в течение дня она испытывает колоссальные, поэтому нередко подвергается деформации, которую мы называем плоскостопием.

Одни специалисты рассматривают плоскостопие как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Другие авторы под плоскостопием понимают уменьшение высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются, что ведет к потере амортизации стопы.

Плоскостопие разделяется на продольное и поперечное, в зависимости от того, как расширяется стопа: в длину или ширину. Плоскостопие, которое появляется на фоне врождённой недостаточности соединительной ткани, наследственной субтильности, повышенной эластичности суставов и связок, слабости мелких мышц, поддерживающих поперечный и продольный свод стопы, а также дефектов опорно-двигательного аппарата так и называют – врожденным плоскостопием. Его возможно определить только после 5-6 лет, так как у всех детей моложе этого возраста наблюдаются все элементы плоской стопы.

В виду физиологических особенностей организма ребенка (стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, чаще всего деформации подвергается детская стопа. Плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом.

В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно в течение дня, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Однако, по мнению Р. Б. Стеркиной и Ю. В. Коркиной, в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.

Несмотря на традиционное декларирование важности раннего выявления и коррекции недостатков в психическом и физическом развитии ребенка, коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы образования, хотя она должна рассматриваться как обязательная составная часть государственного стандарта образования.

Я думаю, в процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять именно профилактике плоскостопия, поскольку среди функциональных отклонений именно оно имеет наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г. А. Шорина установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста уже имеют плоскостопие.

Основными причинами развития плоскостопия являются :

* Недоразвитие мышц стопы;

* Большие физические нагрузки

(например, детям нельзя прыгать с большой высоты и др.);

* Излишний вес;

* Длительное пребывание в постели

(возможно в результате болезни);

* Ношение неправильно подобранной обуви;

* Косолапость;

* Х- образная форма ножек;

* Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

*Наследственный фактор.

Признаки плоскостопия :

* Быстрая утомляемость ног;

* К вечеру возможно появление отека стоп, которого не будет утром;

* Ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;

* Быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;

* Ребенок ходит с широко расставленными ногами,

слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

* Когда стопа имеет неправильную форму или становится шире;

* Врастание ногтей пальцев ног в кожу;

* Искривление пальцев ног;

* Появление мозолей.

Последствия плоскостопия :

* Некрасивая, раскачивающаяся походка;

* Искривление позвоночника;

* Частые головные боли;

* Развитие артроза (деформация коленей и голеней);

* Быстрая утомляемость;

* Раздражительность, нарушение работы нервной системы.

Задумавшись над последствиями плоскостопия на качестве жизни человека, я стала более внимательно наблюдать за детьми в группе и заметила, что некоторым из них тяжело даются прыжки, упражнения на равновесие, они быстро устают во время бега. В результате я решила выстроить систематическую работу в группе по профилактике и коррекции плоскостопия и поставила следующие задачи общеукрепляющего воздействия:

• обеспечить оптимальный двигательный режим и физическое развитие детей;

• усилить мышечный корсет и позвоночника и нижних конечностей;

• улучшить функции дыхания и сердечнососудистой системы;

• способствовать формированию правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, развитию координации движений и умения расслаблять мышцы;

• способствовать увеличению силовой выносливости мышц всего организма и стоп в частности;

• создать условия для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.

В работу по профилактике и коррекции плоскостопия у детей вошли : ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, правильная организация физического воспитания и валеологического образования детей, а также работа с семьями воспитанников по формированию ЗОЖ.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. В нашем детском саду для диагностики плоскостопия используется Плантограф.

На основе результатов диагностики медсестра сформировала рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. А с детьми, у которых была выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, нами: воспитателем, инструктором по физической культуре и медицинским работником была организована индивидуальная работа. Так, под руководством медсестры заработал кружок «Крепыш».

При создании Развивающей физкультурно-оздоровительной среды не только в музыкально-физкультурном зале, но и в группе большое внимание было уделено наличию оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (модульные коврики, ребристые и наклонные доски, массажные пенечки, степ-платформа на группу детей, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты). Следует отметить, что мы даем детям возможность применения указанного оборудования не только непосредственно на занятиях, но и в режимных моментах.

Кроме того, в теплое время года в детском саду используется природно-оздоровительный фактор. Например, на спортивной площадке мы оборудовали выносное пособие «Экологическая тропа», гимнастическое бревно для ходьбы, игровую стенку «Скалолаз», на групповом участке присутствуют грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т. п.).

В сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста особое место отводится валеологическому образованию детей. Одна из его задач - это формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений. Поэтому, выстраивая годовое планирование, я опиралась на парциальную программу В. В. Воронкевича «Добро пожаловать в экологию», где в разделе по валеологическому образованию детей мы, педагоги, уделяем внимание изучению темы "Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия".

Двигательный режим в нашей группе реализуется через следующие обязательные режимные моменты:

• Утренняя гимнастика

• Бодрящая гимнастика

• Лечебная гимнастика

• Оздоровительный бег

• Закаливание

• Массаж и самомассаж

• Прогулка

• Спортивные упражнения

• Игровые упражнения

Для этого спортивный центр в нашей группе достаточно оснащен картотеками: пальчиковая гимнастика, гимнастика-побудки, утренняя гимнастика, динамические паузы, подвижные игры, игровые упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, основные виды движения, дыхательная гимнастика, стихи о спорте, картотеки прогулок по сезонам.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно только на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для их привлечения к активному участию в работе профилактической направленности мы используем различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации «Какая обувь правильная?», педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды для родителей, папки-передвижки, такие как «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» и т. п.

Ежегодно я, мои воспитанники и их родители являемся активными участниками муниципальных спортивных мероприятий «Лыжня России», «ГТО», «Всероссийский день ходьбы», «Спартакиада по плаванию». В качестве примера, и я являюсь обладателем серебряного значка ГТО. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Таким образом, представленная организация работы по профилактике плоскостопия у детей показала в нашей группе свою эффективность :

- посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, улучшилось общее состояние здоровья детей, начал укрепляться свод стопы, повысился уровень общей работоспособности детей;

- у детей начало формироваться осознанное желание сохранять и приумножать свое здоровье, стал расширяться спортивный кругозор;

- значительно возросла степень двигательной активности детей;

- обогатилась РППС спортивным инвентарем и атрибутами для профилактики детского плоскостопия;

- повысилась родительская компетентность по вопросам здоровьесбережения и степень их мотивации в положительном результате.

На достигнутом результате мы не останавливаемся, и работа в данном направлении будет продолжена. Я думаю, что и вы, уважаемые коллеги, уделяете этой работе огромное внимание, и вам тоже есть чем поделиться. Но я буду рада, если кому-то из вас была полезна.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы) Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Массажные коврики: профилактика плоскостопия, поднятие настроения и поддержание мышечного тонуса у детей с ОВЗМассажные коврики: профилактика плоскостопия, поднятие настроения и поддержание мышечного тонуса у детей с ОВЗ Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни в младшем дошкольном возрасте начинается с создания условий для достижения.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Библиотека изображений:

Публикация Из опыта работы на РМО воспитателей средних групп «Профилактика детского плоскостопия в ДОУ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Галиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Из опыта работы на РМО воспитателей средних групп «Профилактика детского плоскостопия в ДОУ»
Опубликовано: 11 января 2024 в 11:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД