МААМ-картинки

Конспект занятия «Вулканы»

Любовь Кузьмина
Конспект занятия «Вулканы»

Цели:

• изучить закономерность размещения вулканов на планете

• сформировать понятия «вулкан», понять механизм работы вулкана

• познакомить со строением и принципом действия вулканов и гейзеров

• продолжить формирования у учащихся умения систематизировать полученную информацию

Средства обучения:

• карта полушарий, карта России

• схема строения вулкана

• мультимедийная презентация

Формы работы:

Публикация «Конспект занятия „Вулканы“» размещена в разделах

• фронтальная

• индивидуальная

Основные понятия:

вулкан

• гейзер

• кратер

• жерло

• купол вулкана

• лава

• продукты извержения

Х О Д У Р О К А.

1. Организационный момент. Слайд № 1

2. Проверка пройденного материала. ТЕСТ Слайд № 2,3,4

1. В результате чего происходит землетрясение?

А) В результате обвала горных пород

Б) В результате движения литосферных плит.

В) В результате сильных океанических течений

2. Сколько на нашей планете литосферных плит?

А) 6

Б) 8

В) 7

3. Сколько на нашей планете литосферных плит?

А) Тихоокеанская

Б) Африканская

В) Индо-австралийская

4. Как называется место, расположенное на глубине 5 – 15 км, где горные породы сдвигаются?

А) Эпицентр

Б) База

В) Выход

5. Как называются колебания земли при землетрясении?

А) Сейсмический ураган

Б) Сейсмический шторм

В) Сейсмические волны

6. Как называется прибор измеряющий силу сейсмических волн?

А) Барометр

Б) Сейсмограф

В) Флюгер

Слайд № 5 – самоконтроль учащихся

3. Изучение нового материала. Слайд № 6

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться –

Взорвётся, задымится!

- О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? вулканах.)

- Сегодня вы узнаете: что такое вулкан, каково его строение, какие виды вулканов бывают, откуда пошло название, где они образуются, а так же что такое гейзеры и каков их принцип действия.

Откуда пошло название «вулкан».

Слайд № 7

Вулкан – сын Зевса и Геры, бог огня, кузнечного дела, редко присутствовал на совете богов. Его неприязнь к Олимпу имела давние корни.

Слайд № 8

Вулкан (или Гефест, — бог огня; является богом-покровителем кузнечного ремесла.

Он поселился на горе Этна, где построил огромную кузню.

Соорудил для всех богов на Олимпе величественные золотые дворцы, изготовил мебель из драгоценных металлов и украсил ее драгоценными камнями.

Слайд № 9

Вулкан изготовил оружие для Зевса - ужасные молнии, от которых не мог спастись никто. Любовные стрелы для Амура также ковал Вулкан.

Вывод: со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Глазами очевидцев Слайд № 10

Отчего же происходят извержение вулканов? Слайд № 11

Глубоко в земных недрах часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита, постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.

Магма более жидкая, чем мантия, но всё же достаточно густая. В переводе с греческого «магма» означает «густая паста» или «тесто».

Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.

Работа с учебником стр. 45 Зачитайте от чего происходит извержение вулканов? Расскажите своими словами, как вы это поняли?

Механизм извержения вулкана Слайд № 12,13

Строение вулкана Слайд № 14,15 – объяснение по слайду

-На доске соберите схеме строения вулкана

- Подберите определение к словам:

1. кратер – отверстие на вершине вулкана, через которое изливается магма;

2. магма – потоки расплавленных веществ внутри вулкана;

3. лава – потоки расплавленного вещества вышедшего наружу;

4. жерло – разлом внутри вулкана, по которому поднимается магма.

Строение вулкана (практическая работа в парах)

Из данных заготовок учащиеся должны сделать макет вулкана. На макете поставить отметки с понятия: кратер, жерло, лава, мага

Модель вулкана. Нам понадобиться:

пластиковый стаканчик или бутылочка

2-3 столовые ложки пищевой соды

красная гуашь

несколько капель моющего средства

немного воды

уксус

Размешайте соду, красную гуашь, несколько капель моющего средства и немного воды. Поставьте вулкан на тарелку. Разбавьте уксус с водой и аккуратно влейте раствор в бутылочку. Любуйтесь извержением!

Виды вулканов. Слайд № 16

1. Действующие – которые извергаются в данный момент.

2. «Спящие» - вулкан, прекращающий свою работу на несколько лет, а затем опять возобновляет своё действие.

3. Потухшие - земная трещина соединилась, в жерле вулкана образовалась прочная пробка, вулканическая гора начинает разрушаться.

4. Подводные – образуются в тех местах, где токая земная кора, легко прожигается магмой. В этих местах образовываются подводные горы, которые растут с каждым извержением, их вершины начинают возвышаться над водой, образовывая острова.

По иллюстрации определите вид вулкана? Слайд № 17,18,19,20

Вулканические явления : Слайд № 21

После бурного процесса выброса магмы, давление в магматическом очаге снижается, и извержение вулкана прекращается. Жерло вулкана закрывается застывшей лавой, но иногда не очень прочно: в магматическом очаге остается достаточно жара, поэтому на поверхность через трещины могут вырываться вулканические газы (фумаролы) или струи кипящей воды (гейзеры). В этом случае вулкан всё еще считается действующим. В любой момент в магматической камере может накопиться большое количество магмы, и тогда процесс извержения начнется вновь.

Слайд № 22

1. Гейзеры – выходящие на поверхность подземные воды проходящие близко к магме, и сильно разогревающиеся благодаря ей.

- Почему гейзеры встречаются там, где вулканы? (Магма близко подходит к поверхности.)

Слайд № 23

2. Фумаролы – небольшая земная трещина, из которой бьет струю горячего пара или газа.

Слайд № 24 Вулканы России

Где образуются вулканы.

- Вулканы могут находиться на дне океанов и на суше. Попробуйте объяснить, в чем причина появления вулканов на суше (трещины в земной коре) и в океане (тонкая земная кора, легко прожечь).

1. Посмотрите на карту литосферных плит и определите, на каком участке России проявляется большая вулканическая активность. Слайд № 25,26 - Самое большое количество вулканов на Земном шаре образовалось по периметру Тихого океана, где проходят зоны соединения литосферных плит.

2. Рассмотрите Азиатскую часть России и определите, на каком полуострове и островах находятся действующие вулканы? Слайд № 27

3. Камчатка – «страна Вулканов». Вид вулканической цепи Камчатки из космоса. Слайд № 28 Высота Ключевского вулкана (Ключевской сопки) составляет 4850 метров. Он является самым высоким из всех вулканов Камчатки, к тому же это Величайший вулкан Евразии. Это вулкан в течение 7-8 тысяч лет своей деятельности поставлял на землю 60 млн. т магмы.

Польза вулканов. Слайд № 29

Вулканы очень опасны, но они приносят нам и некоторые блага. В окрестностях вулканов часто находят ценные металлы Слайд № 30 (медь, серебро, золото) и драгоценные камни Слайд № 31 (сапфиры, алмазы). С вулканической деятельностью связано образование многих видов полезных ископаемых Слайд № 32 (сера, ртуть). Вулканический пепел используется как удобрение. В районах действующих вулканов образуются источники с минеральной водой. Слайд № 33

Изучение вулканов. Слайд № 34

- Изучают ли учёные работу вулканов? Зачем это нужно?

Слайд № 35 Вулканологи – учёные, которые изучают вулканы. Почти рядом со всеми действующими вулканами находятся специальные станции, где вулканологи изучают и наблюдают за вулканами.

Предсказание извержения вулканов. Слайд № 36

Так, как извержению вулкана всегда предшествует землетрясение, то животные его очень хорошо чувствуют.

Собаки начинают выть.

Кашки, напуганные земными толчками, начинают беспорядочно бегать по помещению искать место, где можно укрыться.

Птицы беспокойно описывают круги в небе, далеко отлетая от вершины горы.

4. Итоги урока.

- Какие явления природы вы узнали на уроке?

- Из каких частей состоит вулкан?

- Какие виды вулканов бывают?

- Где они образуются?

- Что такое гейзер?

Прикреплённые файлы:

vulkany_fmvd1.pptx | 5624,47 Кб
 
Публикации по теме:

Вулканы и кратеры из песка (фотоотчёт)Вулканы и кратеры из песка (фотоотчёт) Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Составила: воспитатель Алексеева Ольга Владимировна Первая квалификационная категория Программное содержание: Познакомить детей с профессией.

Конспект опытно-экспериментальной работы в старшей группе «Вулканы» ЦЕЛЬ: 1. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. Познакомить с профессией ученого-вулканолога. 2. Формировать представления.

Конспект открытого занятия по физической культуре. Самоанализ занятия .

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект занятия «Вулканы» в подготовительной группе .

Конспект занятия–эксперимента. Тема занятия: «Следствие ведут…» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Познавательно-исследовательского проекта по теме «Вулканы» Актуальность работы заключается в проявлении автором интереса к таким природным объектам, как вулканы и возникшем проблемном вопросе: «Почему.

Социально — познавательный проект «Землетрясения и вулканы — это опасно?» Актуальность проекта Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. В современных условиях.

Автор публикации:
Конспект занятия «Вулканы»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 15:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Вулканы»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД