Папки-передвижки

Возможности развития неформального и информального образования в регионах России

Ларина Татьяна Викторовна
Возможности развития неформального и информального образования в регионах России

ДОКЛАД

«Возможности развития неформального и информального образования в регионах России»

Автор-составитель: педагог-организатор

Ларина Татьяна Викторовна

г. Нижний Новгород

2020 год

ВВЕДЕНИЕ

[Система образования призвана готовить подрастающее поколение к эффективной деятельности и корректировать способы деятельности действующего поколения. На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными тезисами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века стали : научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. В России уделяется серьезное внимание развитию непрерывного образования. Но чтобы поддерживать актуальность образования, «необходимо непрерывно адаптировать ресурсы образования к условиям, в которых предполагается деятельность. Проблема состоит в том, чтобы эти благородные намерения были превращены в инструменты и механизмы организации, управления и выбора содержания и форм образования». В сложившейся ситуации необходимо обратиться к новым для отечественной системы формам образования. Положения «образование никогда не кончается», «учение продолжается всю жизнь», «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» могут служить лозунгами совокупной системы непрерывного образования и обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и оптимальные условия для такого движения.

Публикация «Возможности развития неформального и информального образования в регионах России» размещена в разделах

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Его цель - целостное развитие человека на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей, стремлений и возможностей.

В распространении понятий «неформальное и информальное образование» в России свою роль сыграли Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, модель «Российское образование - 2020», проект Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Неформальное и информальное образование, обладает значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан. Как предмет педагогических исследований эти формы образования мало изучены и поэтому это объясняет повышенный интерес к таким формам получения образования. Потенциал неформального и информального образования, механизмы его использования обсуждаются в проекте Концепции дополнительного образования детей РФ рассматривают и решают на государственном уровне

I. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО

И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

1.1 Неформальное образование

Неформальное образование рассматривается как образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации - сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.

Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Оно выбирается, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друга, но и вступать в противоречие.

Неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом и отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов.

Неформальное образование в отличие от формального (школьного) образования не должно быть (или точнее может не быть) всеобщим, последовательным, стандартизированным, его цели могут определяться на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и местных условий.

Принципы реализации неформального образования :

• обучение с учетом потребностей означает, что неформальное образование ориентировано, прежде всего, на удовлетворение актуальных потребностей его субъектов, чем и объясняется отсутствие государственных стандартов для этого образования;

• связь с практикой проявляется в направленности на обучение жизненным навыкам и подготовку к активному участию в жизни общества и реализацию посредством методов, актуализирующих опыт субъектов, включающий их в деятельность;

• гибкие программы связаны с ориентированностью на обучающегося и его активное участие, что приоритетно, поэтому сами программы корректируются с учетом активности самих субъектов;

• индивидуальные образовательные стратегии, направленные на выражение, принятие и уважение индивидуальных особенностей;

развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;

• преодоление иерархизированных отношений в образовании;

• рост креативности, ориентированной на инновации.

Роль различных видов неформального образования возрастает : появляется острая необходимость в институтах, призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности взрослых, детей и подростков, создавать условия для их творческой самореализации.

Дополнительное образование детей соединило в себе и, как показывает массовая практика, достаточно успешно два разных по системным основаниям вида - формального традиционного классического и неформального образования.

Состоявшееся в российском образовании соединение на первый взгляд несоединимых систем вызвало, с одной стороны, повышенный спрос на услуги дополнительного образования, а с другой – острое желание заинтересованных субъектов не соблюдать никаких правил, а любую деятельность выдавать за дополнительное образование.

К современным практикам неформального образования можно отнести : компетентностные и социокультурные практики, практики открытого образования, формирования субъектности личности, успешной социализации детей, сопровождения одаренных детей и детей со специальными потребностями, практики неформального образования в условиях детских общественных объединений, в период летних каникул и др.

Дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных к качеству образования.

1.2 Информальное образование

Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды : индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивида в окружающей его культурно образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации, сет Интернет и т. д.

Идея информального образования получила легитимность в государственной программе РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.», где было определено информальное образование которое «реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде».

Идея самообразования для педагогов не новая, ведь педагог, который перестаёт учиться (самообразовываться) сам, перестает быть учителем. Авторитет учителя во многом определяется тем, насколько он профессионален, эрудирован, креативен, готов к творческому поиску, коммуникабелен, способен быстро адаптироваться к новому, в том числе и в овладении новыми технологиями в современных условиях всё актуальнее становится и информальное образование для школьников.

Сегодня уже можно говорить, что при общении с тем самым педагогом-проводником, у ребенка повышается мотивация, интерес к добыванию информации, т. е. желание самообразовываться. Важное значение имеет роль родителей. Атмосфера семьи, взаимоотношение её членов, увлечение родителей, их круг общения - всё это является примером и стимулом к самосовершенствованию. Ведь первоначально именно семья, а потом уже педагог дают старт информальному образованию ребенка.

Подготовка проектов, участие в исследовательской работе, посещение музеев, выставок, театров, поездки по стране и за рубеж - всё это несомненно содержит информальный образовательный потенциал. Совместная работа над проектом, исследованием открывают для учеников возможность получения коммуникативного опыта на различных ее этапах:

• при демонстрации результатов своей исследовательской деятельности, защиты своей точки зрения по выбранной теме;

• в процессе подбора литературы, поиска информации по вопросу исследования, когда возникает неформальное общение ученика и учителя которое можно охарактеризовать как сотворчество.

С течением времени такой уровень взаимоотношений приводит к ситуации, когда возникновение тем проектов и исследований становится инициативой самого ученика.

Формы коммуникации разнообразны :

• социальные сети, веб-конференции, вебинары;

очные встречи: работа в научных обществах, каникулярных предметных лагерях, посещение мастер-классов, конференций, фестивалей, семинаров по различным вопросам.

Участвуя в таких коллективных делах, ребенок испытывает самоудовлетворение, получает одобрение со стороны своего руководителя, а также учителей из других школ, что, несомненно, является стимулом для дальнейшего саморазвития и самообразования не только ребенка, но и его наставника.

В перспективе развития информальное образование позволит : с периферии в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эта задача будет решаться через:

• создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов;

• модернизацию работы библиотек;

• государственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основании технологий работы со знаниями и с сознанием;

развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях.

Уже сейчас в Интернете сформировался большой массив справочных и образовательных ресурсов, дополняющий официальный набор учебных материалов. В ряду учебных заведений возникли студенческие группы взаимопомощи в учебе, в которых хорошо успевающие студенты помогают более слабым, осваивать материал в условиях дефицита внимания и квалификации преподавателей. Можно получить квалифицированную консультацию не выходя из дома, все это указывает на развитие информального образования в нашей стране.

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала развития современного человека.

Сегодня становится очевидным, что растущее многообразие познавательных и информационных запросов обучающихся невозможно удовлетворить в рамках существующих форм традиционного образования : нужны более гибкие организационные формы образовательной деятельности, непосредственно отвечающие разноуровневым интересам и возможностям обучающихся.

Тенденция увеличения количества свободного времени у человека способствует повышению спроса на образование, особенно на краткосрочные информационные курсы обучения и информационно-развлекательные программы, что приводит к модернизации системы повышения квалификации и усилению роли неформального и информального образования.

Интерес к различным формам образования растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.

Исследование различных форм взаимодействия, в том числе и интеграционные процессы актуальны и востребованы в практической деятельности системы дополнительного образования просвещения граждан.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Бруднов А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. - 1995. - № 2. - С. 56-59.

2. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. - 2008. - №3. - С. 3-9.

3. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1197-1200.

4. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 176–180. – URL : https://e-koncept.ru/2014/64336.htm.

5. Золотарева А. В. Интеграция формального и неформального образования // Воспитание школьников. - 2013. - №6 - С. 8-15

6. Коган Е. Я. Управлять - значит предвидеть. // Нижегородскоеобразование. - 2012. - №2. - С. 4-11

7. Макареня А. А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации г. Санкт-Петербурга [Текст]/ Макареня, А. А., Ройтблат, О. В., Суртаева, Н. Н. // Человек и образование. -2011.- № 4, С. 59-63

8. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость неформального образования)//Адукатар. - 2009. - № 1 (15). – с. 11-13

9. Москвин Д. Перспективы развития неформального и информального образования в России. [Электронный ресурс]. - URL : https://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html

10. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. -М. : Эгвес, 2000. - 272 с

11. Павлова, О. Вписо. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых [Текст] / О. В. Павлова // Человек и образование. -2011. - №4(29). - С. 64-67.

12. Хамадаш А. Неформальное образование : концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 1/2. М., - 1992. - С. 138-155.

13. Харланова Е. М. Неформальное образование в вузе как фактор социальной активности будущих специалистов//Развитие непрерывного образования /Е. Н. Белова (отв. ред.). - Красноярск, 2010. – 288 с.

Источники

1. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2093/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

2.

https://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm

Публикации по теме:

Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России»Фотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.

Фотоотчет «Безграничные возможности фетра. Еда для кукольного кафе»Фотоотчет «Безграничные возможности фетра. Еда для кукольного кафе» Одна из любимых детских игр - "Кафе". Магазины детских товаров пестрят различными игрушками, посудкой, продуктами, наборами для изготовления.

Консультация для педагогов и родителей «Возможности развивающего конструктора «Тико» Среди развивающих игрушек конструкторы на сегодняшний день наиболее популярны. Использовать их можно начиная с раннего возраста, когда ребенок.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:

Публикация Возможности развития неформального и информального образования в регионах России (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ларина Татьяна Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Возможности развития неформального и информального образования в регионах России
Опубликовано: 12 января 2021 в 14:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД