МААМ-картинки

Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори

Абдуллаева Елена
Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори

При обучении чтению детей старшего дошкольного возраста на основе системы М. Монтессори первоочередным условием является создание соответствующей развивающей среды, как понятно из выделенных ранее принципов педагогики указанного автора. Такая развивающая среда в исследованиях обозначается как «зона языка», «зона русского языка», «языковая зона». В этой зоне проводятся занятия по обучению письму, чтению и расширению словарного запаса, а также по освоению детьми основ грамматики. В системе М. Монтессори обучение письму предшествует развитию навыков чтения. При этом чтение по мере освоения данного навыка становится все более осознанным и подразумевает контроль и анализ прочитанного. Это способствует, кроме всего прочего, расширению словарного запаса, которое подразумевает развитие у ребенка способности к построению системы понятий, а также к обобщению, вычленению главного и т. д.

Публикация «Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста по системе М, Монтессори» размещена в разделах

Согласно работе О. Е. Фасолько, необходимость формирования навыка письма перед навыком чтения М. Монтессори объясняла тем, что процесс письма проще чтения, так как он не предполагает понимания чужих мыслей и опирается преимущественно на мелкую моторику рук, в то время как чтение является сложным интеллектуальным процессом. Автор выделяла две основные группы навыков, необходимых для письма: моторные и интеллектуальные. К первым относятся владение словарем, способность к дифференциации звуков или, напротив, к их синтезу в слоги и слово, знание образов букв и соответствующих им звуков. Ко вторым относятся свободные движения рук, способность к координированию движений глаз и рук. Таким образом, обучению чтению всегда предшествует развитие указанных навыков, которые составляют основу данного процесса.

В соответствии с системой М. Монтессори, развитие навыков чтения происходит произвольно и естественно. Если в традиционной педагогике взрослые целенаправленно усаживают детей за букварь или завлекают яркими буквами, то есть начинают учить писать и читать тогда, когда они посчитают нужным, то в системе М. Монтессори педагог дожидается момента проявления ребенком интереса к данному процессу. Например, ребенок начинает сам тянуться к буквам, раскрывать книги, рассматривать кубики с алфавитом и оперировать ими, то есть отмечается наступление сензитивного периода интереса к языку и, соответственно, к процессу чтения.

Такое поведение является знаком для создания необходимой среды и организации занятий по формированию тех ил иных языковых навыков. Создание среды автоматически направляет ребенка на путь овладения необходимыми навыками. При этом, как отмечает И. А. Красюк, согласно системе М. Монтессори, сензитивным периодом развития навыков чтения является возраст от 4 до 6 лет, а формирования навыков письма – возраст от 2,5 лет. При наличии необходимых условий в норме, по мнению автора, ребенок самостоятельно освоит чтение в указанный период, и к младшему школьному возрасту будет достаточно бегло разговаривать и читать.

Зона языка по системе М. Монтессори включает в себя :

1. Материал для расширения словарного запаса: карточки с систематизированными картинками, разбитые на группы. Каждая группа обозначается отдельным цветом. С помощью данных карточек дети выполняют различные игровые задания. Включаются как карточки с предметными изображениями, так и карточки со словами.

2. Материал для развития фонематического слуха: звуковые игры. На основе этих игр дети учатся дифференцировать звуки и визуально определять их очертания. Например, педагог может использовать коробочки, на которых написаны определенные буквы. В эти коробочки помещаются предметы, название которых присутствуют указанные на них буквы. Педагог называет предмет, выделяя нужную букву, а у ребенка формируется ассоциация с ее произношением и формой. Подбираются такие названия предметов, в которых нужный звук не изменяется и отчетливо слышен.

3. Материал для подготовки руки к письму: рамки-вкладыши для обводки и штриховки, модули для подготовки к письму, ножницы для разрезания бумаги. На основе данных средств происходит развитие мелкой моторики детей, что составляет основу последующего освоения ими навыков письма. Работая с рамками и модулями, оперируя ножницами, ребенок учится соотносить движения рук и глаз, контролировать их, действовать по правилам и соблюдать границы.

4. Материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит, поднос с крупой или песком для написания букв. Работа с указанными материалами начинается только тогда, когда ребенок самостоятельно проявляет интерес к алфавиту. На первом занятии ребенок знакомится с тремя буквами, на второй – повторяет две буквы, которые он уже знает, и знакомится с одной новой. Согласно работе С. В. Константиновой, в данном случае обучение проходит по трем ступеням:

первая ступень: сообщение информации. Ребенка знакомят с буквами и соответствующими им звуками. Ребенок берет букву в руки, ощупывает ее контур, педагог обозначает, как звучит буква, формируя у ребенка соответствующую ассоциацию. При этом произносятся именно звуки, обозначающие буквы (называется звук «мм», а не буква «эм»);

вторая ступень: усвоение информации. На этой ступени идет закрепление ранее поданной ребенку информации. Например, используется игра «Покажи мне это» : педагог называет звук и просит показать соответствующую букву, а затем отложить ее. На основании данных действий происходит автоматизация слухового и зрительного образа букв;

третья ступень: проверка и автоматизация знаний. К этой ступени переходят только после успешного освоения второй. Сложность заданий на этой ступени состоит в том, что ребенок должен показать три буквы сразу, то есть дифференцировать между собой три разных звука и определить соответствующие им буквы. Каждый мини-урок по автоматизации букв сопровождается их последующим изображением с помощью крупы или песка. Результаты своеобразного «написания» букв не оцениваются никем, кроме ребенка, который сам определяет, насколько удачно он нарисовал очертание буквы и стоит ли повторить процесс. Вместо круп или песка могут использоваться палочки или пластилин.

5. Материал для написания слов: большой подвижный алфавит. В этом случае буквы шершавого алфавита размещаются в ячейки, распределяя их по которым, ребенок учится составлять слова. Сначала данное действие совершается педагогом, затем ребенок пробует сделать это сам. Происходит своего рода освоение письма путем соединения букв в слоги, а затем в слова. Для облегчения процесса буквы имеют стыки-хвостики, которые позволяют ребенку определить, насколько правильно он выполнил задание. Автоматизировать данное умение можно с помощью «написания» освоенных слов с помощью крупы, песка, палочек и пластилина.

6. Материал для чтения : карточки с нарисованными отчетливым курсивом словами. Данные карточки педагог помещает в конверт или коробки. Используемые карточки группируются в зависимости от сложности чтения изображенных на них букв и обозначаются конкретными цветами: слова, читающиеся без трудностей (каждая буква произносится так, как она написана); слова с йотированными гласными после согласной; чтение слов с трудными в чтении безударными гласными, непроизносимыми согласными в корне, со знаками «ъ» и «ь» в конце слова, с сочетаниями «жи-ши» и т. д. Кроме того, выделяется группа слов, автоматизирующих чтение, в которые включено несколько трудностей чтения. На этом основании развивается интуитивное чтение, при котором ребенок запоминает, как звучит и выглядит слово целиком, и читает его целиком.

С интуитивного чтения дети переходят к чтению названий предметов, изображенных на картинках, а после осваивают собственно чтение слов без опоры на предмет или его изображение. На этом этапе используются дидактические материалы трех групп: материалы для чтения отдельных слов; материалы для чтения последовательности слов; материалы для чтения предложений. Таким образом, происходит освоение навыков чтения по принципу «от конкретного к абстрактному». При этом дети не просто учатся читать, но и анализируют части речи и предложения, что формирует у них предпосылки к освоению грамматики родного языка.

Таким образом, согласно работе Я. С. Бобяковой, описанный процесс осуществляется в соответствии с такими принципами как:

– принцип формирования речевой деятельности детей, как активного процесса говорения и понимания;

принцип взаимосвязи всех сторон языка: фонетической, лексической, грамматической;

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

– принцип мотивации речевой деятельности;

– принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Такой подход к обучению чтению, как отмечает Я. С. Бобякова, во-первых, позволяет соблюдать последовательность речевого развития детей, при которой сначала они осваивают письмо, а затем чтение, а, во-вторых, варьировать используемые дидактические материалы, возвращаться к пройденному материалу, если тот недостаточно усвоен ребенком, создавать самые различные игровые ситуации, наблюдать за детьми и проявлениями их интереса, предоставлять им свободу и самостоятельность в действиях. Подобное обучение носит непринужденный характер, формирует у ребенка положительные ассоциации, а обучение происходит бессознательно, ребенок добровольно включается в него и осваивает необходимые навыки и умения.

И. Е. Пинегина приводит следующий пример последовательности обучения детей старшего дошкольного возраста чтению на основе описанных ранее групп материалов:

1. Формирование моторных и зрительных навыков. Дети штрихуют рисунки или обводят рамочки, проводят линии разной длины и в разных направлениях. На этом основании развивается готовность руки к написанию букв.

2. Знакомство с образами букв. Детям предлагаются буквы из шершавого картона, которые ощупываются ими. Тактильно образы (очертания) букв запоминаются лучше, чем на слух или зрительно. Кроме того, подобное знакомство с буквами не отпугивает детей и формирует у них интерес к совершаемому действию.

3. Составление слов. После того, как выучены все буквы, путем использования букв из шершавого картона ребенок учится сначала составлять простые сочетания букв (слоги, а затем более сложные (слова).

4. Написание слов. К этому этапу дети могут приходить по-разному. Одни начинают изображать буквы только после того, как успешно и в полной мере освоены предыдущие этапы. Как правило, такие дети быстро переходят к написанию слов и предложений. Другие дети рисуют буквы уже на этапе знакомства с ними, долго занимаются с одной буквой, а после знакомства со словом – с одним словом. Если позволить процессу освоения письма проходить естественно, не ограничивая его строгими рамками, дети включаются в этот процесс с удовольствием и могут сами достаточно долго осваивать письмо в различных вариациях. Это обеспечивает впоследствии успешность обучения их чтению, поскольку изначально формирует интерес к знакомству и оперированию буквами, слогами, словами, словосочетаниями и предложениями.

5. Чтение. После того, как освоено самостоятельное составление из букв слов, начинается знакомство с процессом чтения. Дети начинают составлять словосочетания и предложения.

Согласно работе И. Е. Пинегиной, любая игра, связанная с обучением чтению, начинается с презентации педагогом предметов, которые в ней задействованы. Например, педагог говорит: «Это шершавые буквы. Мы будет обводить их пальчиком и называть». Одновременно он сопровождает свои слова действиями. Делается это не спеша, чтобы дети смогли запомнить и повторить движения. После этого задание выполняется детьми самостоятельно. Они работают с буквами в том темпе и с той последовательностью, которая удобна для них.

Таким образом, анализ педагогической и методической литературы позволил выделить некоторые возможности педагогики М. Монтессори в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста, среди которых:

– следование определенным этапам в процессе обучения чтению, а именно: работа с дидактическими материалами М. Монтессори, способствующими развитию моторных и зрительных навыков детей и, соответственно, созданию основы для последующего успешного освоения ими навыка письма; знакомство с образами букв, их ощупывание их, формирование представлений о контурах букв; составление слов, что постепенно подводит к их написанию путем составления сочетаний букв; освоение способности складывать из букв слова, которая позволяет перейти непосредственно к чтению;

использование следующих групп материалов: материал для расширения словарного запаса; материал для развития фонематического слуха; материал для подготовки руки к письму; материал для знакомства с письменными буквами; материал для написания слов; материал для чтения;

– следование принципу «от конкретного к абстрактному» : сначала обучение интуитивному чтению, затем чтению названий предметов, изображенных на картинках, а после – освоение собственно чтения слов без опоры на предмет или его изображение;

следование принципам развития речевой деятельности: формирования речевой деятельности, как активного процесса говорения и понимания; взаимосвязи всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической); взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; мотивации речевой деятельности; формирования элементарного осознания явлений языка.

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Игры-тренажеры для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Читаем слоги»Игры-тренажеры для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Читаем слоги» Для каждого ребенка чтение слогов – это обязательный этап освоения процесса чтения. Игр - тренажеров для обучения чтению слогов много..

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Библиотека изображений:

Публикация Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Абдуллаева Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста по системе М. Монтессори
Опубликовано: 22 мая 2022 в 15:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД