Лучший педагог года

Вовлечение родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности

Моногарова Оксана
Вовлечение родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №74.

Моногарова О. С. Инструктор по физическому развитию.

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семья и дошкольные учреждения являются двумя основными институтами социализации, которые оказывают огромное влияние на формирование личности на этапе дошкольного детства. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения являются различными, но наибольшее значение имеет взаимодействие данных институтов для всестороннего развития детей.

Публикация «Вовлечение родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Взаимодействуя с родителями педагоги создают условия для вовлечения их в образовательный процесс и родители становятся его полноправными участниками, осознают свою роль, проявляют стремление к совместной деятельности. Несмотря на то, что ведущую роль в процессе вовлечения родителей в образовательное пространство играют педагоги, процесс взаимодействия является двусторонним и непрекращаемым, он просто приобретает направленность.

Поскольку именно взаимодействие является основой вовлечения родителей в образовательное пространство, необходимо глубже затронуть сущность данного понятия.

Е. А. Панько понятие «взаимодействие» рассматривает как процесс воздействия объектов (субъектов) друг на друга при котором участники являются равноправными партнерами в меру своих знаний и возможностей. Содержание взаимодействия предполагает обмен между субъектами информации, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер [4].

По своей сути, взаимодействие представляет собой диалог участников взаимодействия, который направлен на достижение определенных целей. Выделяют разные виды взаимодействия: социальное, межличностное, педагогическое и другие виды. Участники взаимодействия занимают в нем определенную позицию таких позиций может быть три.

О. А. Комарова характеризует первую позицию так: взаимодействие осуществляется на равных, данный вид взаимодействия представляет собой оптимальный вариант, при котором проявляется уважение к личности другого человека, принятие его позиции, стремление к достижению взаимопонимание.

Вторая позиция состоит в том, что один участник взаимодействия стремится к доминированию и подавлению интересов и воли другого участника.

Третья позиция во взаимодействии характеризуется тем, что один из участников взаимодействия проявляет пассивность и подчиняется воле другого человека. Из приведенных выше позиций при взаимодействии мы выделили как оптимальную первую позицию, при которой происходит равноправное сотрудничество участников взаимодействия [3].

Т. Н. Доронова считает, что сотрудничество как форма представляет собой такое взаимодействие, которое направлено на содействие удовлетворению интересов друг друга, сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи и движение к определенной цели [2].

Важнейшими характеристиками сотрудничества З. А. Богомолова называет равенство в общении и партнерства в совместной деятельности, обеспечение равенства в общении происходит в результате взаимного уважения личности участников общения, а также дидактическим принципам самого процесса общения, в ходе которого происходит развитие его участников. Партнерство в совместной деятельности предполагает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, которые учитываются в совместной деятельности [1].

Анализ характеристик сотрудничества как формы взаимодействия позволяет выделить его ключевые признаки:

1. Равноправное субъект-субъектное взаимодействие.

2. Возникновение оптимальных взаимоотношений, определяющих положительный характер совместной деятельности.

В качестве результатов взаимодействия С. В. Глебова выделяет определенные взаимоотношения, которые являются внутренней личностной основой взаимодействия и зависят от отношения людей, от положения взаимодействующих. Когда взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, учета совместных интересов, то тогда проявляются истинные отношения.

С точки зрения Т. М. Ковалевой, взаимодействие педагогов и родителей в условиях дошкольной образовательной организации предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями, в свою очередь, условий воспитания в детском саду. Кроме того, немаловажным условиям взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей является обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом.

Н. М. Сертакова основной целью сотрудничества дошкольного учреждения и семьи считает установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Партнерские отношения характеризуются такой чертой как конгруэнтность, то есть способностью общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства, при этом проявляется безусловное принятие другого человека.

Для сотрудничества также важен безоценочный стиль отношений, недопустимость анализа личности родителя с точки зрения его педагогической грамотности или неграмотности, активности или пассивности, готовности или неготовности к сотрудничеству. Конфиденциальность взаимоотношений при сотрудничестве предполагает готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семей воспитанников могут скрывать по разным причинам существенную информацию.

По мнению Т. И. Добиковой, А. В. Козловой, процесс взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через:

1. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

2. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности образовательного учреждения.

3. Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.

4. Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей.

5. Информационно-педагогические материалы.

6. Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

7. Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

8. Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении.

9. Уважительные взаимоотношения семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Признание приоритета семейного воспитания требует построения новой системы взаимоотношений между семьей и дошкольным образовательным учреждением, поэтому очень важно, чтобы педагоги понимали особенности семейного воспитания и опирались на них.

Д. И. Фельдштейн указывает, что в качестве главной особенности семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, помогающий формировать у детей отношение к себе, что способствует развитию чувства самоценности. Еще одной особенностью семейного воспитания является влияние на ценностные ориентации, мировоззрение, поведение ребенка, формирования у него необходимых умений и навыков. Каждая семья характеризуется определенным воспитательным потенциалом, знание этого потенциала при грамотном взаимодействии помогает педагогам более продуктивно решать задачи обучения и воспитания детей в совместной деятельности.

Вовлечение родителей в образовательный процесс означает открытость детского сада, способность сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гармонизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Как подчеркивает Г. Н. Дудко, что проблема вовлечения родителей в пространство детского сада является связанной во многом и с тем, что сами родители не готовы являться неотъемлемыми участниками образовательного процесса, и это тоже является одной из проблем, затрудняющих вовлечение родителей в пространство детского сада. Часто родители не знают, как они могут проявить себя, какое участие они могут принять в жизни детского сада и стараются избегать проявлений активности.

Многие трудности взаимодействия А. А. Майер связывает с недостаточно эффективным процессом обмена информацией, который способствовал бы пониманию происходящего у родителей и повышению их интереса к участию в совместной деятельности.

В работе Н. А. Кочетовой подчеркивается, что родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении и внести большой вклад в образовательную работу, но из-за того, что у них недостаточно опыта, они часто опасаются взять на себя ответственность за подготовку какому-либо мероприятия, и это означает, что родителей как участников образовательного процесса необходимо готовить к этому участию, используя для этого определенные методы и приемы работы. В свою очередь, педагоги должны быть достаточно компетентными для того, чтобы выстроить такое взаимодействие, в котором будут не только учитываться особенности родителей, особенности семейного воспитания, но и организовываться взаимодействие, в котором родители смогут проявить себя с педагогической точки зрения. Для того, чтобы детский сад реально стал открытой системой, необходимо проводить большую работу, направленную на построение взаимоотношений сотрудничества и доверия между педагогами и дошкольной организацией. Такое взаимодействием базируется на учете ряда условий: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу; учет индивидуальности ребенка; укрепление внутрисемейных связей; возможность реализации программы воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении и в семье.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи строится на определении совместных целей деятельности, планировании предстоящей работы, распределении ролей в соответствии с возможностями каждого участника, совместном контроле и оценке результатов работы, прогнозировании новых целей, задач и результатов.

Таким образом, на основе анализа сущностных характеристик взаимодействия мы рассматриваем его как процесс воздействия объектов (субъектов) друг на друга при котором участники являются равноправными партнерами в меру своих знаний и возможностей. Оптимальной формой взаимодействия является сотрудничество. Сотрудничество ДОУ и семьи представляет собой взаимодействие, направленное на достижение общей цели, характеризующееся готовностью к диалогу, взаимопониманием, учетом интересов участников взаимодействия.

Список используемой литературы.

1. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 54–58.

2. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М., 2010. – 120 с.

3. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О. А. Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104–107.

4. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования [Текст] / Е. А. Панько. – М. : «БГПУ», 2009. – 231 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Изучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского садаИзучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского сада Тема ПДД актуальна всегда. С самого раннего детства дети становятся участниками дорожного движения: либо в качестве пешеходов, либо в качестве.

Организация проектной деятельности «Очень интересные родителей профессии» Организация проектной деятельности на тему: «Очень интересные родителей профессии». Цель проекта: познакомить детей с разнообразием профессий.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Опыт работы «Вовлечение родителей в единое образовательное пространство» Хабибулина Рита Джавдатовна Воспитатель. ГБДОУ детский сад №3 пос. Металлострой Колпинский район г. Санкт - Петербург Аннотация О поисках.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 11:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД