Получи документы

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий

Беляшова Оксана Викторовна
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий

Наше будущее – это дети, а детский сад и семья – два важных инструмента социализации детей. Как музыка держится на трех китах (песня, танец, марш, так и работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих – педагог + родители + ребенок. Взаимодействие

родителей и педагогов – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Беда многих современных

Публикация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах

семей – отстраненность от педагогического процесса ДОУ, причина которой, прежде всего, в их занятости; и в связи с недостаточным количеством времени они не имеют возможности взаимодействовать с детским

садом во благо развития ребенка. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно коммуникативного пространства.

Ведь сегодня сама жизнь диктует нам качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду : прогресс широким шагом шагнул в детский сад, а в свете нового федерального

закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. и вступившими в силу в январе 2014 г. ФГОС ДО. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи потребовалось расширение информационного

пространства. Это стало возможным благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Что же такое ИКТ? ИКТ - это информационная технология, это технология доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу

разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Итак, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, и мы понимаем, что сотрудничество с семьей ребенка в вопросах

использования ИКТ является важным направлением работы дошкольного учреждения. Во-первых,сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению у детей и вовлечь родителей в активную образовательную

деятельность. Сегодня сотрудничество с родителями реализуется через разнообразные формы общения. К традиционным формам взаимодействия с родителями относятся классические родительские собрания

и консультации. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках

имеют объективные трудности, это:

- ограниченное количество времени у родителей как для посещения родительских собраний, так и для

посещения консультаций в детском саду;

- отсутствие возможностей для современного предоставления необходимой информации родителям.

В свою очередь нетрадиционные формы работы с родителями делятся на четыре вида:

1. Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей

через:

- анкетирование, тестирование, «Почту доверия», «Волшебный сундучок», «Как отвечать на детские

вопросы?», «Почему ребенку нужна игра?» и др.

- вечер вопросов и ответов;

2. Познавательная форма дает возможность познакомить родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей через:

- семейные клубы, деловую игру, тренинги, аукцион полезных советов, педагогический совет с участием

родителей, конференции и мини-собрания, совместные экскурсии, походы и т. д.

З. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами,

родителями и детьми через :

- мастер-классы;

- проведение различных конкурсов и спортивных соревнований;

- участие в выставках совместного творчества;

- создание семейных газет и т. д.

4. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада,

особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками через:

- презентацию дошкольного учреждения;

- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

- родительские собрания с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском

саду;

- информационные стенды;

- информационные папки в родительском уголке.

Какие же технические средства применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер,

мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А также принтер,

сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня использование ИКТ в детском саду позволяет:

- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это

отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре, а для родителей – привлечь дополнительное

внимание к теме или проблеме обсуждения;

- в доступной форме, ярко, образно преподнести материал;

- привлечь внимание движением, звуком, мультипликацией.

Как уже было сказано выше, для эффективного взаимодействия детского сада и семьи требуется

расширение информационного пространства. Благодаря ИКТ, родители могут «приоткрыть занавес» и

посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду. Однако

остается проблемой привлечение родителей к созданию и реализации совместных проектов при помощи

ИКТ.

Какие же условия необходимы для того, чтобы родители из пассивных участников образовательного

процесса стали активными его участниками и плавно влились в это информационное пространство? Это:

1. Соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран, телевизор,

видеомагнитофон, DVD, Интернет и т. д.

2. Педагог, владеющий компьютерными навыками.

3. Родитель, владеющий компьютерными навыками.

4. Умение пользоваться учебными электронными изданиями, материалами из Интернета.

5. Аудио и видео материалы, материалы готовых CD–ROM, мультимедиа-презентации, разработанные

педагогом, родителями.

Я хочу поделиться опытом работы нашего учреждения в этом направлении.

В нашем деском саду сложилась система, позволяющая вовлекать семьи воспитанников в процесс

воспитания и образования детей согласно задачам учреждения. Для того, чтобы детский сад стал

источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о наших формах совместной

познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок - родитель – педагог» предлагаем

различные формы: дни открытых дверей, семейный клуб, гостиная для родителей будущих

первоклассников, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, мастерклассы, индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиция педагогов и

родителей по актуальным проблемам.

Педагогами активно используются следующие формы работы с использованием ИКТ:

- проведение практических занятий с использованием мультимедийной презентации, что значительно

повышает интерес детей и родителей к теме занятия и способствует эффективному повышению уровня

познавательных возможностей;

- не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь ее объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и

следовать им, необходимо предложить определенный алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками

они привлекают внимание даже не у самых активных родителей;

- родительские собрания, круглые столы и др. с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду или пояснительным материалом по теме собрания.

Периодически в детском саду воспитатели, учителя–логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог

выпускают информационные буклеты различной тематики и распространяют их среди родителей.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости и таким образом

быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Это то, что делают педагоги для расширения границ общения и информированности родителей о жизни

и развитии детей в ДОУ, но при этом родители - пассивные наблюдатели. А как же сделать родителей активными участниками педагогического процесса?

Уверена, что главный фактор между воспитателями, родителями и детьми - установление отношений доверия, сотрудничества и партнерства.

Педагог:

- должен быть компетентен в вопросах воспитания и образования детей;

- должен быть авторитетом для родителей и детей;

- должен уметь заинтересовать родителей и сделать их активными участниками жизни группы и ДОУ.

Родители :

- должны хотеть стать активными участниками педагогического процесса детского сада;

- должны быть заинтересованы в успехах своих детей;

- должны стремиться всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

У себя в группе мы создали такие условия для взаимодействия с родителями, которые позволили нам убрать из выше перечисленных факторов слово «должны» и мы с полной уверенностью можем сказать, что

наши родители являются активными участниками педагогического процесса не только группы, но и детского сада.

Наши родители принимают активное участие:

- в проектной деятельности, разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты (они понимают, что работа

над составлением и подготовкой презентации семейного проекта, его публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует

повышению уровня самооценки ребенка). Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии используются практически на каждом этапе

исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация;

- в создании мультимедийных презентаций к занятиям (ребенок, чьи родители готовили презентацию,

рассказывает данный материал, что безусловно положительно влияет на развитие у детей навыков общения и способствует повышению уровня самооценки ребенка, авторитета среди других детей и пробуждает у

других детей желание стать такими же выступающими);

- оказывают помощь в создании дидактических пособий: «Веселая азбука», «Моя семья», «От А до Я»,

«Лесная математика» и игр «Кто лишний?», «Что сначала, что потом?», «Найди нужный предмет?» и др. –

это позволяет родителям быть в курсе тем, изучаемых ребенком в детском саду (ребенок презентует игру детям группы, рассказывает правила игры, становится первым ведущим, что вызывает только положительные эмоции, добавляет уверенности в себе и повышает авторитет родителей в глазах ребенка);

- книжки-малышки разной тематической направленности – дают возможность родителям проявить

умения и творчество при подборке материала и оформлении книжки-малышки;

- создают презентации, семейные электронные газеты собственных семейных ресурсов в развитии

личности ребенка;

- в издании информационных листов и буклетов, содержащих информацию для детей, с последующим

распространением среди детей группы, что также позволяет родителям стать частью жизни ребенка в

детском саду;

- при помощи фото и видеоаппаратуры создают для детей слайд-шоу и видеофильмы о прошедших

мероприятиях: экскурсии в пожарную часть и ГИБДД города, школы, музей и библиотеку, участии в выставках разной тематики и соревнованиях по разным видам спорта, в организации и проведении которых

принимают активное участие.

Мы работаем в тесном контакте со специалистами нашего ДОУ. Родители не всегда проявляют заинтересованность в занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, считая, что если учитель-логопед (педагог-психолог) - «сильный» педагог, то справится сам без их помощи. Для того чтобы развеять

неправильное мнение о «легкой» работе логопеда (психолога) и повысить интерес к занятиям у родителей и детей, логопеды (психологи) дают определенные задания «на дом», например, сделать мнемотаблицы для

заучивания стихов, для составления описательных рассказов, сделать подборку картинок, загадок и т. д.

Такие простые приемы позволяют вовлекать родителей постепенно, увеличивая их заинтересованность в успехах ребенка, дают возможность почувствовать себя полноправными участниками образовательного

процесса ДОУ.

Все семьи, которые принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие

не только на уровне детского сада, но и на уровне города - награждаются грамотами и подарками от детского сада.

Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Мы призываем всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.

В заключение хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми и родителями входим в увлекательный мир информации,

коммуникации и технологии, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное - эта работа доставляет нам огромное удовольствие.

В перспективе расширение применения ИКТ в детском саду при взаимодействии с родителями : создание видеоклипов (роликов) с участием детей, использование электронной фоторамки для информирования

родителей о событиях прошедшего дня и др. Будем рады, если наша работа в этом направлении после ознакомления поможет педагогам более активно использовать информационно-коммуникационные технологии для активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Закончить мы хотим словами Марка Цукерберга: «Каждую сотню лет средства массовой информации претерпевают изменения. Сейчас настало время тотального обмена информацией между конкретными

людьми. В этом и состоит будущее…»

Литература

1. Горвиц Ю. М., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание – 1991.

- № 5.

2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьярков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные

технологии в дошкольном образовании. – М. : ЛИНКА –ПРЕСС, 1998 г.

3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М,

Сфера, 2008.

4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. –

С. 53-57.

5. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. – М. : Новая школа, 1997.

6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы,

перспективы использования. – М. : Школа-ПРЕСС, 1994. – 204 С.

7. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М. : «Гелиос АРБ», 2000.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 08:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Беляшова Оксана Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД