Папки-передвижки

Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций

Бакшеева Татьяна
Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций

Одной из актуальных проблем в настоящее время является преступность несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения. Необходимость такого выделения обуславливается особенностями соматического, психического и нравственного развития подростков с девиантным поведением, а также их социальной незрелостью. В подростковом возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Публикация «Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций» размещена в разделах

Тема статьи «Воспитанники специальной общеобразовательной школы : формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций» чрезвычайно актуальна. Изучение данного вопроса изучалось и ранее, но в силу существовавшей идеологической базы, некоторые аспекты были недоработаны, а полученные результаты стремительно устаревают.

Нарушения в ценностно-смысловой сфере, несформированность личностных смыслов и ценностных ориентаций является причиной сугубо потребительского, «сиюминутного», отношения к жизни.

Отсюда цель статьи – исследование особенностей формирования, коррекции и развития ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением.

Задачи:

- теоретический анализ литературы;

- способствовать рассмотрению методов по работе с девиантными подростками.

Объектом исследования были выбраны ценностно-смысловые ориентации подростков с девиантным поведением, а предметом - формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций.

Мы выдвинули гипотезу: у девиантных подростков наблюдается более выраженная дезинтеграция в мотивационно - личностной сфере, ядром которой являются ценностные ориентации, поэтому подросткам с девиантным поведением характерна направленность на завоевание высокого социального статуса.

При рассмотрении ценностно-смысловой сферы подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики:

1) метод анализ литературных источников;

2) опросник М. Рокича.

Теоретическая и практическая ценность статьи заключается в структурировании теоретического материала по формированию, коррекции и развитию ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением и рассмотрении методов по работе с данной категорией детей.

С точки зрения психологии, ценности выступают как ценностные ориентации, т. е. являются определяющим фактором направленности развития. Так, В. С. Мухина рассматривает систему ценностных ориентаций как важнейшую характеристику личности и показатель ее сформированности [9].

Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности : универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность).

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит [2].

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [10, 25].

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

По мнению М. С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом; и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели [11].

Итак, ценностно-смысловая сфера - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются подростку социумом, но, с другой стороны, и сам он активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом.

Среди несовершеннолетних правонарушителей преобладают лица мужского пола. Это объясняется, прежде всего, различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственных форм; личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций.

В литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и ценностных ориентаций подростков. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования подростков с девиантным поведением, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах. Более 30% подростков с девиантным поведением, совершивших преступления, нигде не учились.

С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения подростков с девиантным поведением. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого восьмого, десятого подростка с девиантным поведением, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Характерные особенности имеет и круг общения подростков с девиантным поведением. В основном это личности ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Немаловажными для характеристики ценностно - смысловой ориентаций несовершеннолетних правонарушителей являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего [5].

Особой является и проблема досуга. Свободного времени у подростков с девиантным поведением в два три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным тех же исследований, из числа подростков, имеющих два три часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, пять семь часов - 53%. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

Рассмотренные выше особенности ценностно - смысловой ориентаций подростков с девиантным поведением, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

-преобладание «детских» мотивов-совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п. ;

-ситуативность мотивов;

-деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;

-большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями.

Из-за изменений в ценностно - смысловой сфере формируется личность подростков с девиантным поведением. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка [1].

Можно сделать вывод, что совокупность ценностно - смысловой ориентации подростков с девиантным поведением определяет содержательную сторону направленности личности, детерминирует отношения человека к окружающему миру и самому себе, составляет основу его мировоззрения [6].

Несформированность ценностно - смысловой сферы у подростков определяется падением субъективной ценности нравственного здоровья. Данная ценность, наряду с социальными, нравственными, правовыми нормами, определенными правилами достижения смысла жизни, относится к числу высших инструментальных ценностей. Именно этот аспект формирования нравственного сознания является у подростков с девиантным поведением искаженным. На дисгармонию ценностно - смысловых образований у этой группы подростков указывают И. А. Кудрявцев, Г. Б. Морозов и др. [7]. По мнению специалистов, у них отмечается задержка личностного развития не только на уровне нравственной сферы, но и в отношении сформированности главной смысловой линии личности, соотносимой со смыслом жизни.

Если у здоровых подростков формирование ценностно – смысловых ориентаций проходит от эгоцентрического, группоцентрического уровней до просоциального или гуманистического, то у трудных нередко обладают широким кругом смысловых связей с миром, проявляя аллоцентрические, в том числе коллективистские ориентаций. В дальнейшем наблюдается обратное движение по смысловой вертикали - к узкогруппоцентрическим, корпоративным ориентациям и эгоцентрическим [4].

В результате, возникающие в рамках этой ориентации личностные ценности трудных подростков расходятся с общечеловеческими. Постепенно группа перестает быть смысловым центром или становится средством удовлетворения потребностей в снятии негативного напряжения. Происходит выпадение из собственного смыслового поля в поле сугубо ситуационное. Данный процесс Б. С. Братусь определяет как феноменологию «снижения», «уплощения» личности [8].

Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением показали, что ценностно - смысловые ориентации, играя важную роль в регуляции социального поведения, выступают медиатором личностного развития подростка.

Исследование проходило в 2018-2020 учебных годах в специальной общеобразовательной школе для детей и подростков с девиантным поведением. В нем приняло участие воспитанники из специальной общеобразовательной школы, учащихся пятых и девятых классов (мальчики от одиннадцати до семнадцати лет) в количестве пятидесяти трех воспитанников.

Для выяснения особенностей ценностно-смысловых ориентаций использовался опросник М. Рокича.

В своей деятельности специальная общеобразовательная школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведение, решением органов управления образованием, настоящим Уставом. Подростки направляются для перевоспитания в специальную общеобразовательную школу по решению суда, сроком на один - три года за правонарушения.

По данным исследований психологов у подростков с девиантным поведением ценности «застревают» на уровне активной деятельности, так как доминирует ценность аддитивная, а общественные ценности (такие как семья, работа, здоровье, познание) не являются составляющими личностно признанной системы ценностей [11].

Существует множество классификации ценностей. В данной работе мы будем исходить из классификации С. С. Бубновой, которая выделяет шесть типов личности:

1. тип неформального лидера, для которого значимыми являются уважение, признание людей, а низкозначимы высокий социальный статус и социальная активность;

2. гуманистический тип, ориентированный на гуманизм, помощь людям;

3. тип с доминированием материальных ценностей;

4. тип формального лидера, в числе значимых ценностей которого входит завоевание высокого социального статуса;

5. познавательный тип, для которого наиболее значимым является познание;

6. эстетический тип, приоритетной ценностью которого является наслаждение прекрасным [3].

В результате исследования получены следующие данные. В 5 классе ценностное сознание подростков характеризуется более выраженной ориентацией среди ценностей – целей на (7 подростков) :

1. активную деятельную жизнь (4);

2. жизненная мудрость (4, счастье других (2);

3. здоровье (3);

4. интересная работа (3) и наличие хороших и верных друзей (2);

5. красота природы и искусства (3).

А менее значимые стали ориентации на :

- творчество (5);

- уверенность в себе (5).

Первостепенное значение среди инструментальных ценностей занимают :

1. Аккуратность (6);

2. Воспитанность (6);

3. высокие запросы (4);

4. Жизнерадостность (3);

5. Исполнительность (4).

В свою очередь подростки в меньшей степени ориентированы на такие ценности как :

- эффективность в делах (4);

- чуткость (4).

В 6 классе следующие данные (8 подростков).

Первостепенное значение среди терминальных ценностей :

1. активную деятельную жизнь (3);

2. жизненная мудрость (2, счастливая семейная жизнь (2);

3. здоровье (3) и свобода (2);

4. любовь (2);

5. интересна работа (3).

В меньшей степени ориентированы на такие ценности как :

1. творчество (4);

2. красота природы и искусства(3);

3. уверенность в себе (4).

Приоритетным средством достижения целей:

1. воспитанность (3) и аккуратность (3);

2. аккуратность (4) и воспитанность (2); Сумма =аккуратность 7, воспитанность=5;

3. высокие запросы (3) и жизнерадостность (3);

4. высокие запросы (2) = 5;

5. исполнительность (3).

Менее значимы ориентации подростков на :

1. широта взглядов (3);

2. честность (3) и высокие запросы (2).

В 7 «а» классе следующая картина (8 подростков).

Среди терминальных ценностей на первых пяти позициях:

1. здоровье (4);

2. активная деятельная жизнь (4) и жизненная мудрость (3);

3. красота природы и искусства (3);

4. ---

5. красота природы и искусства (3);.

Менее значимы ценности-средства :

1. уверенность в себе (2) и активная деятельная жизнь (2);

2. творчество (3).

Первые позиции среди инструментальных ценностей занимают :

1. воспитанность (2) и аккуратность(3);

2. аккуратность (2);

3. воспитанность (3);

4. высокие запросы (2) и жизнерадостность (2);

5. исполнительность (2, высокие запросы (2, рационализм (2).

Важную роль в 7 «б» классе из терминальных ценностей имеют (10 человек) :

1. здоровье (2) и познание (2);

2. счастливая семейная жизнь (2);

3. любовь (2, активная деятельная жизнь(2, интересна работа (2, продуктивная жизнь (2);

4. жизненная мудрость (2, любовь (2);

5. --- Сумма = здоровье (3); любовь (4); интересна работа (4, продуктивная жизнь (4); жизненная мудрость (3).

Менее значимы следующие ценности :

1. творчество (3);

2. счастье других(2).

В сумме на 17 и 18 месте такая ценность как творчество выбирается 5 раз.

На первых 5 местах из инструментальных ценностей следующие :

1. твердая воля (2);

2. честность(2) и аккуратность(3);

3. самоконтроль (2, воспитанность (3);

4. ответственность (2, жизнерадостность (3);

5. терпимость (2).

В сумме наиболее встречающиеся ценности из 5 позиций : независимость (3,) непримиримость к недостаткам других (4, исполнительность (2,образованность (3).

На последних местах:

1 .исполнительность (3, эффективность в делах (3);

2. чуткость (2, честность (2, сумма по честности (3).

Важную роль в 8 «а» классе из терминальных ценностей имеют (8 человек) :

1. активная деятельная жизнь (4) на 1 и 2 месте.

3. здоровье (3);

4. любовь (2) и жизненная мудрость (2);

5. общественное признание (3, красота природы и искусства (2).

В сумме на первых 5 позициях: активная деятельная жизнь (5, жизненная мудрость (4).

На 17 и 18 месте: счастливая семейная жизнь (2, материально обеспеченная жизнь (2, счастье других (3, В сумме развлечение (2, уверенность в себе (2).

Инструментальные ценности :

1. твердая воля (2, честность (2);

2. образованность (2);

3. ответственность (2) и аккуратность (2);

4---

5---

В сумме наиболее предпочтительные ценности из 5 : твердая воля (2, аккуратность (6, самоконтроль(2, воспитанность (2, высокие запросы (2, эффективность в делах (2).

На 17 месте эффективность в делах, на 18 ---, в сумме на 17 и18 месте твердая воля (2).

Важную роль в 8 «б» классе среди терминальных ценностей имеют (8 подростков) :

1---

2. наличие хороших и верных друзей (2) :

3. активная деятельная жизнь (2);

4---

5. жизненная мудрость (2).

В сумме наличие хороших и верных друзей (3, активная деятельная жизнь (5,интересна я работа (3, здоровье (3, любовь (3).

На 17 месте материально обеспеченная жизнь (2, на 18 развитие (2).

В сумме творчество на 17 и18 местах (2, любовь (2, материально обеспеченная жизнь (3).

Инструментальные ценности :

1. аккуратность (4, честность (2)

2. аккуратность (4, воспитанность (3);

3. высокие запросы (2, исполнительность(2);

на 4и 5 независимость (4).

В сумме на 5 позициях: аккуратность(4, воспитанность (3, жизнерадостность (4, высокие запросы (4).

На 17 месте эффективность в делах (2, на 18 чуткость(2,честность (2).

В 9 классе (4 человека)

На первых 5 позициях в сумме наличие хороших и верных друзей (2, активная деятельная жизнь (2, любовь (2, общественное признание (2).

На 17 и 18 позициях нет общего.

Инструментальные ценности :

1---

2. воспитанность (3);

3. аккуратность (2);

4. жизнерадостность (2);

5. ---

На 17 и 18 позициях нет общего.

Таким образом, исходя из типологии личностей по Бубновой:

№ Тип 5 6 7 а 7б 8а 8б 9 Сумма

1 Неформальный лидер 1 1 1 3

2 Гуманистический 1 1 1 1 4

3 С доминированием материальных ценностей 2 2 1 5

4 Формального лидера 4 6 4 4 5 2 2 27

5 Познавательный 1 1 3 2 3 10

6 Эстетический 1 2 1 4

Результаты исследования показали, что для воспитанников из специальной общеобразовательной школы значимы этнические ценности : здоровье во всех классах, воспитанность в пятых, шестых классах. Ориентация на профессиональную самореализацию – исполнительность, интересная работа, начинает проявляться с пятого класса, в седьмом немного снижается, а в восьмом снова выражена.

Для воспитанников характерен синдром групповой сплоченности. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненная мудрость воспринимается детьми, как выживание.

Приоритетное положение в иерархии ценностных ориентаций занимает ценность активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, жизненная мудрость.

По данным исследования ценность здоровье среди подростков с девиантным поведением находилось на последних местах по иерархии ценностей [11]. На данный момент, воспитанникам характерна направленность на данную ценность, она находиться на первых пяти по иерархии, в зависимости от личности воспитанника, отсюда можно сделать вывод, что программа России по развитию здоровому образа жизни дает свои положительные результаты.

Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются редко. Дело здесь просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.

Менее значимы ориентации подростков на активное проведение досуга: на общение с друзьями, развлечение. Этот факт, по-видимому, связан с тем, что уже за пределами школы данная потребность удовлетворена, также проявляется недоверие к друзьям, которые предали.

Из выше сказанного следует вывод, что среди воспитанников высокое место занимает инструментальные ценности : аккуратность, воспитанность, жизнерадостность (ценность положительного социально-психологического самочувствия). Менее значимы этические ценности : честность, терпимость, уверенность в себе.

Подводя итоги, следует отметить, что ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности подростков, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Уровень сформированности ценностных ориентаций личности проявляется в ее деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру и зависит от множества факторов, являясь, в определенной мере, результатом функционирования механизмов, противодействующих негативно влияющим факторам.

Выработка системы ценностных ориентаций - необходимое условие для становления жизненных перспектив подростков. Формирование ценностных ориентаций - сложный длительный процесс.

Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Идея выбора своих ценностных ориентаций становится основополагающей целью отрочества.

Список литературы

1. Городяненко, В. Г. Социология [Текст] / В. Г. Городяненко - Киев: Поля, 2003.- 105 с.

2. Дерманов, И. Б. Структура нравственных ценностей [Текст] / И. Б. Дермаков. – М. : Просвещение, 1997. -325 с

3. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе [Текст] /Н. А. Журавлева. – М. : Институт психологии РАН, 2006. – 335 с.

4. Змановская, Е. В. Девиантология [Текст] / Е. В. Змановская. - М. :Академия, 2003. – 288 с.

5. Зелинский, А. Ф. Рецидив преступлений. [Текст] / А. Ф. Зелинский. - Харьков, 1980.- С 45-87

6. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – М. :ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

7. Наш проблемный подросток [Текст] // Под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Союз, 1999. – 176 с.

8. Низивских, Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности [Текст] /Н. А. Низовских. -М. :Смысл, 2007. – 255 с.

9. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения [Текст] / Ф. Патаки. - М. : Сфера, 1989.- С. 145-158.

10. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. [Текст] / Т. И. Шульга. – М. : УРАО, 2001. – 105 с.

11. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система - [Текс] / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

12. Ященко, Е. Ф. Ценностно-смысловая концепциясамоактуализации [Текс] /Е. Ф. Ященко. – Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – С. 25-49.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Фотоотчет «Как воспитанники старшей специальной группы готовились к 23 февраля»Фотоотчет «Как воспитанники старшей специальной группы готовились к 23 февраля» Подготовка к празднику началась с понедельника, мы начали знакомиться с новой лексической темой "День защитников Отечества". За неделю воспитанники.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бакшеева Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитанники специальной общеобразовательной школы: формирование, коррекция и развитие ценностно-смысловых ориентаций
Опубликовано: 12 мая 2022 в 06:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД