МААМ-картинки

Воспитание экологической культуры дошкольников через создание экологической предметно-развивающей среды ДОУ

Светлана Филимонова
Воспитание экологической культуры дошкольников через создание экологической предметно-развивающей среды ДОУ

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека.

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через создание экологической предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах

Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача —необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека.

Система работы по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации образования. Это такие компоненты как:

• Профессиональная подготовка педагогов;

Создание экологической развивающей среды

Экологическое просвещение родителей

Экологизация различных видов детской деятельности

• Использование современных образовательных технологий (проектные методы, использование ИКТ, социально-игровые методы и другие)

Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей предметной среды в ДОУ являются :

• Безопасность жизни и здоровья детей.

• Развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей.

• Информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр., что способствует удовлетворению познавательных способностей детей).

• Новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес).

• Эстетика организации среды.

• Растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода.

Опираясь на эти требования в ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой : уголки природы, экологическая комната. Но проанализировав все условия предметно-пространственной среды, нашего ДОУ пришли, к выводам, что нам не хватает на территории такого объекта как экологическая тропа.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

Цель создания экологической тропы :

• Развитие экологической воспитанности, бережного отношения к природе у дошкольников.

• Развитие наблюдательности, познавательной активности при работе на экологической тропе

Воспитание трудолюбия.

Задачи создания экологической тропы

• Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.

• Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

• Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. Был проведен анализ состояния территории участка возможности размещения различных объектов тропы, эффективное их расположение.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения.

Картосхемы содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В нашем детском саду хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова

4. Следующим этапом сало составление паспорта экологической тропы. В составлении паспорта приняли участие все воспитатели.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6. Дальнейшим этапом стало составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. Воспитателями групп были рассмотрены различные формы работы с детьми на экологической тропе. Это такие формы и методы работы, как

Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

Экологические конкурсы, викторины;

• Решение экологических ситуативных задач;

• Чтение художественной литературы;

• Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Трудовой десант;

• Труд в природе;

«Красная книга природы»;

• Коллекционирование;

Экологические досуги, развлечения, праздники;

Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

• Театрализации, инсценировки.

Предусмотрели мы и работу с родителями в форме участия родителей в:

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Фотовыставки;

• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Последним этапом по созданию экологической тропы стало само оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр и разработка маршрута экологической тропы.

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому.

Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

Объекты экологической тропы

1. Домик Мудрой Совы. Главный персонаж всей тропы

2. Альпинарий

3. Липовая аллея

Липовая аллея – дорожка с высаженными по обеим её сторонам липами 4. Пасека

Оборудование пасеки помимо собственно ульев с пчё лами включает в себя: поилку для пчёл. Для проведения занятий был нарисован хозяин пасеки Медведь как большой любитель мёда.

5. Привал

На территории участка создан объект «Привал» имитирующий шалаш, оборудованное кострище. Зона отдыха создана для восстановления психологического комфорта. Объект тропы, оборудован таким образом, чтобы дети могли посидеть на бревнах у костра. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, изготавливают поделки из природного материала.

6. Сельский дворик

На участке детского сада создан объект «Сельский дворик» с малыми архитектурными формами: плетень, ветряная мельница, деревенский дом, колодец. Как выносной материал на летний период для Сельского дворика приобретены фигурки домашних животных.

7. Птичий городок

На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Кормушки и скворечники были изготовлены родителями в ходе проведения акций и конкурсов. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

8. Тропа здоровья

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.

9. Цветник

На территории детского сада нами разбиты клумбы с различными цветами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

10. Сиреневый палисадник

Палисадник — небольшой огороженный садик. Создание данного объекта экологической тропы на территории ДОУ носит эстетическую и познавательную направленность.

11. Работа по обустройству тропы была начата в середине лета. Вот поэтому еще не все запланированные объекты тропы оформлены. Работа продолжится весной.

В проекте у нас еще такие объекты: Зеленая аптека, Природная лаборатория – центр воды и песка, «Пруд», Метеостанция, Плодово-ягодный сад, Музей леса, следы животных нашего края.

Растительный покров на территории ДОУ достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Ежегодно расширяется видовой состав культурных растений. Коллектив заинтересован в проведении работ по благоустройству территории детского сада и постоянному обновлению и улучшению экологической предметно-развивающей среды.

Через деятельность на экотропе дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени. А осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывают любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Прикреплённые файлы:

yekotropa_qcl24.pptx | 11430,56 Кб
 
Публикации по теме:

Анализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участкеАнализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участке Я работаю в старшей коррекционной группе детского сада Нижнего Новгорода. В данной группе представлены следующие растения: - фиалки, кливия,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников через создание экологической предметно-развивающей среды ДОУ
Опубликовано: 30 января 2022 в 21:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД