Получи документы

Воспитание уважительного отношения к семье как одно из направлений духовно-нравственного развития детей

Вильдяйкина Елена
Воспитание уважительного отношения к семье как одно из направлений духовно-нравственного развития детей

Аннотация: в статье рассматривается вопрос воспитания уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста. Уважение к семье рассматривается как категория нравственных ценностей, признанная обществом. Дается содержательная характеристика методов и средств воспитания уважительного отношения к семье у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Публикация «Воспитание уважительного отношения к семье как одно из направлений духовно-нравственного развития детей» размещена в разделах

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, нравственные ценности, семья, уважительное отношение к семье, методы и средства воспитания уважительного отношения к семье.

Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном

образовании является духовно-нравственное развитие личности ребенка,

формирование ценностных мотивов, приобщение детей к общечеловеческим

ценностям (Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец). Ребенок

учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических

эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Получая

от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы,

нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и

переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру

общества.

Духовно-нравственное развитие - сложный педагогически

организованный процесс, направленный на расширение представлений

дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего

социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие

чувств детей. Воспитательная деятельность по направлению духовно-нравственного развития предполагает процесс превращения моральных норм

во внутренние убеждения личности, установки к действию.

Таким образом, механизм нравственного воспитания осуществляется по

схеме (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки

и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Процесс воспитания в детях уважительного отношения к семье,

родителям, старшим поколениям, формирование представления о семье,

жизнь в соответствии с традиционными семейными и нравственными

ценностями основополагающие задачи воспитания духовно-нравственной

личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования итоговым результатом воспитания является

следующий портрет личности ребенка: у ребенка развиты элементы

уважительного отношения к семье, сформировано представление о себе как

части семьи, он понимает и ценит родственные отношения и взаимосвязи,

семейные традиции.

Для каждого ребенка семья является важным институтом социализации,

местом, где он перенимает паттерны поведения в социуме, учится общаться со

старшими и младшими членами семьи, в семье формируются

основополагающие черты будущей личности, нравственные чувства и

социально-значимые качества ребенка. Семья является основой

формирования ценных нравственных взаимоотношений между взрослыми,

взрослыми и детьми. С воспитательной точки зрения период дошкольного

детства это сензитивный период для решения задач по формированию

уважительного отношения к семье, развития чувства принадлежности к семье.

Под семьей понимается немногочисленная малая социальная группа,

членов которой объединяет непосредственное личное общение и общая

социальная деятельность, что выступает основой для формирования

определенных групповых норм и групповых процессов.

Именно семья закладывает основы нравственности человека, формирует

нормы поведения, раскрывает богатство внутреннего мира и определяет

индивидуальные личностные качества.

Представление о традиционном воспитании ребенка в свете уважения к

семье предполагает следование неким традициям, сформированным и

практическим применяемым на протяжении многих поколений. Именно

традиция уважения к семье, ее роли в жизни общества, ее значения для

подрастающего поколения лежит в основе воспитания уважительного

отношения к семье у дошкольника.

В российском обществе традиционно уважается старшее поколение,

традиционно младшие помогают старшим и заботятся о младших,

традиционно принято сопереживать близким, поддерживать их в трудную

минуту. Именно такого рода традиции должны быть переданы ребенку

дошкольного возраста, такие традиции он должен освоить и пронести через

всю свою жизнь.

Таким образом, задача дошкольного воспитания ребенка состоит в

формировании мировоззрения и картины мира, в которых ребенок:

- изучает родословную семьи, историю, традиции, обычаи, помнит

рассказы членов семьи о своем детстве, участвует в днях памяти, ухаживает за могилами, хранит семейные реликвии;

- уважительно относится к старшим членам семьи (к их знаниям и

опыту, любит их, оказывает внимание старикам посредством добрых дел,

добровольно берет на себя работу стариков по возрастным и физическим

способностям, видит, что нужно в конкретной ситуации, исполняет сказанное

старшими;

- проявляет заботу в отношении родителей, знает нужды родителей,

слышит, слушает и понимает, что говорят родители, соблюдает

установленный порядок, прислушивается к их мнению, помимо порученного

выполняет еще какую-либо работу, не говорит грубых слов, не вмешивается в

разговор взрослых, спрашивает позволенья;

- проявляет доброжелательность и доброту в отношении малышей,

заботится о них и оказывает помощь.

Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие «уважительного

отношения к семье». Уважение к семье личностное мировоззрение,

включающее представление сопричастности своей семье и роду, которое

выражается посредством почитания родителей и предков; ценностное

отношение к нравственным ценностям - любви, дружбе, верности, уважению

- как основам семьи; стремление передать и приумножить национальные,

культурные семейные традиции; желание вести здоровый образ жизни;

развитость эмоциональной отзывчивости на чувства, заботу и переживание

членов семьи; нравственное удовлетворение от признания родителей и любви

со стороны членов семьи, потребность активно участвовать в жизни семьи.

В науке накоплен богатый арсенал методов и средств воспитания

уважительного отношения к семье у детей, который может быть использован

в практике работы с ними:

- этические беседы в процессе проблемно-ценностного общения (А. А.

Лопатина, М. В. Скребцова) [11]. Формируют у дошкольников нравственноэтические нормы в процессе рефлексивной деятельности;

- метод сюжетных картинок (Р. С. Буре). Методика воспитания у

детей гуманности, гражданственности, патриотизма, эмоциональноположительного отношения к труду на примерах сюжетных бытовых

иллюстраций из жизни сверстников;

- сюжетно-ролевая игра «Семья» (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко). Методика поэтапного формирования игровых умений и навыков у детей

в процессе свободной самостоятельной игровой деятельности с

использованием метода творческого сюжетосложения;

- решение проблемных жизненных ситуаций (Е. В. Понамарева, Е. А.

Пыльненькая, И. В. Булыгина, Н. Г. Гончарова). Осознание трудностей,

невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к

активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира,

предметов, связей и взаимоотношений;

- игры-инсценировки (Л. Экки). Игра-инсценировка способствует

приобретению навыков поведения в процессе сюжетного проигрывания

смоделированной реальной или вымышленной ситуации, запускает процессы

идентификации и децентрации личностного развития детей;

- чтение художественной литературы (Л. Ю. Есипова). Формирует

ценностное отношение к жизни, обеспечивает устойчивое, гармоническое

развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга,

справедливости, ответственности, уважения к семье и близким и других

качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Действенным средством воспитания уважительного отношения к семье

у дошкольников является художественное слово. Ценность художественной

литературы в деле воспитания ребенка вообще и в духе уважительного

отношения к семье, в частности, нельзя переоценить. Возможность

художественной литературы создать и транслировать образ

высоконравственной личности, человека, уважающего семью, традиционные

семейные ценности, поддерживающего и развивающего традиции своей семьи

должна быть использована в воспитательном процессе. Художественная

литература позволяет найти ключ к детской душе, раскрывая перед ним мир

многообразных отношений, демонстрируя причины и следствия того или

иного типа поведения, помогая сформировать собственное отношение к

героям произведения, провести аналогию между ситуациями на страницах

книги и реальными жизненными обстоятельствами. Очевидно, что такие

мыслительные операции дети должны производить с помощью взрослых,

воспитателя или родителей, однако здесь кроется мощный импульс для

ведения диалога между взрослым и ребенком, позволяющим раскрыть важные

для каждой личности вопросы и проблемы: что есть семья в нашей жизни?

Почему человек не может жить без семьи? Какое значение для нас имеют

бабушка и дедушка, папа и мама, старшие и младшие братья и сестры?

Читая, ребенок знакомится с ценностью семейных отношений,

важностью поддержки близкими людьми друг друга, получает сведения о

своей роли в жизни семьи. Художественное слово воздействует не только на

сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово заставляет ребенка

задуматься об отношениях в своей семьей, побуждает начать заботиться о

близких, помогать им, например, выполняя простую домашнюю работу.

Художественное слово формирует нравственные представления и

нравственный опыт, способствуя передачу дошкольникам знаний и

представлений о моральных качествах человеческой личности.

Таким образом уровень духовно-нравственного развития личности

ребенка дошкольного возраста рассматривается как система усвоения

устойчивых нравственно – ценностных мотивов, проявляющихся в отношении

ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на

нравственных эталонах и нормах. Умение сознательно управлять своими

чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому

поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов,

родителей. Воспитание уважительного отношения к семье является

неотъемлемой ценностно значимой для детей старшего дошкольного возраста

частью их духовно-нравственного развития. Организация игровой,

рефлексивной, речевой деятельности детей является важным средством

воспитания уважительного отношения к семье.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Стенгазета как одно из направлений работы с родителямиСтенгазета как одно из направлений работы с родителями Одна из главных задач воспитателя – создать хорошие взаимоотношения с родителями воспитанников. Поэтому, одним из направлений в работе с.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения про уборку, пришивание пуговицы и поход для детей на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание уважительного отношения к семье как одно из направлений духовно-нравственного развития детей
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 19:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД