Папки-передвижки

Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению

Ерманова Инна Викторовна
Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Не для кого не секрет, что компьютер и Интернет занимают прочные позиции в познавательной, развлекательной и образовательной сферах современных детей. Однако ни одна аудио-сказка или компьютерная игрушка не сравнима с печатными книгами.

Публикация «Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению» размещена в разделах

Художественная литература занимает особое место в речевом развитие ребенка. Именно она, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции. Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

В дошкольном возрасте активно усваивается разговорный язык, проходит становление и развитие всех сторон речи. И чтобы ребенка увлечь чтением, приходится использовать различные средства чтобы привлечь внимание к детей к книге.

Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, оказывает большое влияние на речь, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. И ввести дошкольника в мир книги должны взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Любовь к чтению необходимо прививать ребенку с раннего возраста. Так детям младшего возраста мы читали народные песенки, Сопровождали чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учили слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Воспитывали умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.

Объясняли, как важны в книге рисунки; показывали, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. показывали образец отношения к книге: бережно держит ее, аккуратно перелистывает страницы.

чтобы развить интерес детей к книге в занятие вводили присутствие героя из литературного произведения, который приходит на занятия, знакомит детей с книгами, задает вопросы, реагирует на высказывания детей, устраивает игры. Детей старшего дошкольного возраста Учим определять жанр произведений. Побуждаем рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогаем детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Так же Помогаем выразительно, с интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках, предлагаем проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку произведения. Обращаем внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); объясняем основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, используем плоскостной, теневой, настольный, пальчиковый театр. Устраиваем постановки театрализованных представлений с участием детей по известным сказкам. Предлагаем детям сделать пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменение конца сказки или сочинение новой сказки с персонажами известных сказок.

Для Формирования у детей интереса к художественной литературе,в группе был создан мини-музей «Книги» С помощью родителей в группе собрали и постоянно пополняем книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. Устраиваем выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном центре присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов, разные альбомы : «Художники иллюстраторы детской книги» и др.,

Также в книжном уголке у нас есть полочка для книжек – самоделок, книжек – малышек, сделанных руками самих детей или в совместно с взрослыми. Их тематика очень разнообразна. Дети с огромным удовольствием представляют своё творчество. Так же проводим конкурсы чтецов, викторины по известным сказкам, читательские пятиминутки. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.

герои книг оживают в рисунках и лепке ребят (лепим сказочных героев, рисуем обложки любимых книг, иллюстрации к сказкам, делаем закладки для книг и т. д.). Лучшие рисунки рассматриваем, обсуждаем, даём оценки и сравниваем с иллюстрациями в книгах – это вызывает большой интерес и побуждает к творчеству.

Рассказываем детям о библиотеке, Мы обращаем внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать. В результате проводимой работы у детей появлялся интерес к с- р игре,Библиотека”. Ребята справедливо подходили к вопросу распределения ролей: библиотекарем становился тот, кто мог рассказать содержание того или иного произведения, назвать автора, предложить, читателю” интересную книгу.

Среди детей стали популярны дидактические игры, Узнай героя”, ,Найди друга”, ,Кто автор?”. В группе мы организовывали и мастерскую по ремонту книг «Книжкина больница» Во время совместного труда вспоминаем содержание книг, делимся впечатлениями о поступках героев, высказываем мнение об иллюстрациях.

В группе создан театральный уголок. Увиденное и пережитое в театре, вызывает потребность рассказать об этом товарищам, родителям. Способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, т. к. чаще всего инсценируются известные детские произведения, то появляется желание найти книгу, рассмотреть её, сравнить с увиденным. Интересной формой является прослушивание художественных аудио произведений. Дети мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями. Это способствует интересу к данному произведению, тогда появляется желание рассмотреть саму книгу, иллюстрации.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому мы считаем работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе очень важной. используем следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :

- Наглядно-информационные: памятки, буклеты, консультации.

Еще один из способов является «буккроссинг» –это социальное движение книголюбов. Цель его в детском саду пропаганда чтения,повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению,возрождение традиции семейного чтения. Не каждый родитель в силу своей загруженности может выделить время и отправиться за книгой в библиотеку, поэтому была выбрана данная форма работ У нас в раздевалке был установлен небольшой книжный уголок так, как там наибольшая проходимость детей и родителей. Так же были распечатаны рекламные листовки,чтобы ребята и родители узнали что процесс «буккроссинга» состоит в том, что прочитал, отдай другому.

Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги которые вы прочитали и готовы поделиться с другими. Завели журнал движения книг - в котором указано, чья это книга и когда и кто ее брал.

Благодаря ему дети нашей группы стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу. Родители активно поддержали данное движение.

Проводимая в системе работа даёт ощутимые результаты. Дети, в большинстве своём, знают и выполнят правила обращения с книгой. Мы надеемся, что интерес к книге будет расти. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Публикации по теме:

Буккроссинг как средство повышения интереса детей к чтению. Создание в группе для детей с ТНР центра книгообменаБуккроссинг как средство повышения интереса детей к чтению. Создание в группе для детей с ТНР центра книгообмена Для начала давайте разберёмся, что же такое буккроссинг. Тут всё просто – в переводе с английского это перемещение книг или книговорот.

Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Воспитание интереса к игре в футбол»Консультация «Воспитание интереса к игре в футбол» 19 июня. Всемирный день детского футбола С раннего детства любимой игрой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 13:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у дошкольников интереса и любви к чтению» (включая файлы) размещена пользователем Ерманова Инна Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД