Лучший педагог года

Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы

Наталья Киреева
Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы

Доклад «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори – группы»

Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна, Киреева Н. Ю.

История педагогики М. Монтессори как эффективной системы воспитания свободной творческой личности в мировой практике насчитывает уже более 100 лет, тогда как в России идеи и приемы Монтессори-педагогики пока не достаточно внедрены в практику детских садов. В тоже время имеет место социальный заказ на открытие Монтессори-групп в частных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, как со стороны родительской общественности, так и со стороны педагогов-практиков.

Публикация «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы» размещена в разделах

Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори : "Помоги мне сделать это самому". "Я сам!" - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Работа с детьми Монтессори - группе ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В этой работе акцент сделан на индивидуальность ребенка : обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, мышление, память, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-группы. Эти эффекты педагогической системы объясняются глубоким пониманием природы ребенка, построением образовательного процесса с учетом отличия детского способа освоения мира и потребностей каждого ребенка.

Монтессори-группа детского сада становится для ребенка моделью общества и существующих в нем отношений. Общение детей в процессе свободной работы в подготовленной среде обеспечивает социализацию дошкольников: свобода в Монтессори-педагогике тесно связана с дисциплиной (самодисциплиной) : «Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место», «Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца». Опираясь на положение М. Монтессори о том, что сохранение и развитие индивидуальности невозможно без осознания личностью своей принадлежности к обществу. Саморазвитие ребенком заложенных в нем природных особенностей происходит на фоне социального участия его в жизни группы, именно группа становится своего рода катализатором индивидуального развития. Благоприятные условия для формирования у ребенка социальных качеств предоставляет объединение детей Монтессори-группы, такая группа представляет собой некий репрезентант реально существующих в обществе отношений, своеобразный детский микр – группе ребенок решает сам, работает ли он за столом или на коврике. Он может сесть за тот стол, который ему нравится, а также расположиться на коврике в любом месте комнаты. Здесь имеются, кончено, некоторые ограничения, например, если облюбованный ребенком столик уже занят, ему придется сесть за другой. Некоторые материалы занимают в помещении фиксированное место, их не переносят; например, комплект для мытья посуды. Однако все эти ограничения являются вполне естественными, разумными и соответствующими реальной жизни. Добавим также, что ребенок имеет право некоторое время вообще ничем не заниматься, а, например, наблюдать за работой других детей.

Возможность выбора предполагает наличие определенной СВОБОДЫ ребенка. Что играет огромную роль в формировании у детей навыков позитивного социального поведения, ознакомлении с культурой поведения в обществе, о правилах пребывания в детском саду, и т. д. Позитивное социальное поведение, уважение личности и прав других, умение считаться с окружающими предполагает определенное самообладание и способность управлять своими эмоциями, сдерживать импульсы.

Ребенок свободен, когда он самостоятелен, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды и при умелом руководстве педагога. Можно сказать, что путь к свободе лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.

ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ, предоставленные ребенку в Монтессори-группе : свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера.

Воспитателями группы подготовлена среда, оснащенная дидактическими материалами для сенсорного воспитания и для упражнений в практической жизни, подготовлены материалы для ознакомления с математикой, для упражнений в письме и чтении, материалы, знакомящие детей с окружающим миром (зона «космического воспитания» объединяет зону «науки» и зону «искусств»). Воспитатели проводят Монтессори-занятия, предполагающие работу «в кругу», «свободную работу в подготовленной среде» или индивидуальную работу с дошкольниками с использованием Монтессори-материалов. Дошкольники по собственной инициативе выбирают исследовательскую деятельность и занимаются с сенсорными материалами, с материалами по математике, письму и чтению, с материалами по темам ознакомления с окружающим миром, но особенно привлекают дошкольников упражнения в практической жизни. Удовольствие от работы, испытываемое ребенком, передаются воспитателю в форме самоуважения и желания совершенствоваться, свобода в сочетании с самодисциплиной позволяет раскрываться и детям, и их воспитателям.

В Монтессори-группе детского сада детям предоставляется возможность заниматься с развивающими материалами, выполнять упражнения из повседневной практической жизни, развивать самостоятельность (застегивание пуговиц, переливание и пересыпание, уход за цветами и т. п.); овладевать сенсорными эталонами (упражнения на различение форм, размеров, цветов, звуков и т. п.) и основами грамотности (развитие речи и математических представлений); развивать кругозор и открывать для себя мировую культуру. Активное исследование и экспериментирование под чутким руководством взрослого – вот путь ребенка в Монтессори-группе, путь к самопостроению собственной индивидуальности.

Работа с детьми в Мантессори- гуппе, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, приобретает инновационный характер. Изменения формы и содержания занятий с детьми, индивидуальная деятельность детей,а так же отсутствие оценок взрослого и соревновательного элемента способствуют формированию независимости от чьей-либо оценки, формированию позитивного образа «Я», уверенности в себе и самодостаточности, умение объективно оценить себя, свои поступки и работу. Что является одним из важнейших условий воспитания свободной, самостоятельной личности ребенка.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях разновозрастной группы Проблема нравственного воспитание детей дошкольного возраста выбрана мною не случайно. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности,.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка»Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка» Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка Правильно говорят, что свободная деятельность детей - это его самостоятельность.

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

«Воспитание творческой личности дошкольников в условиях коллективной деятельности». План самообразования воспитателя План самообразования воспитателя Бухаева Цырегма Бато-Мункоевна. Детский сад № 5, СЕМИЦВЕТИК" Г. МИРНЫЙ Тема: «Воспитание творческой.

Психология безопасности личности в условиях школы Психология безопасности личности в условиях школы Школа – это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети,.

Роль семьи в воспитании самостоятельной личности «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Комплексный подход к решению задач коррекции личности ребёнка с ОВЗ в условиях пребывания в школе-интернате Введение «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – которые питают.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 16:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Киреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД