Получи документы

Воспитание привычек у дошкольника

Елена Багно
Воспитание привычек у дошкольника

Воспитание привычек у дошкольника

Подготовила:

Багно Е. Н., воспитатель

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему

взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т. д.) и

приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Публикация «Воспитание привычек у дошкольника» размещена в разделах

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

Например: Сережа входит в группу и сразу направляется к игрушкам.

Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: «Я уже здоровался там…» и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет Сереже, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.

Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует

считать важнейшим правилом воспитания : «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.

Когда же нужно начинать воспитывать аккуратность и опрятность у

малыша? Есть ли точные возрастные градации тех умений и навыков, которыми должен овладевать ребенок? Безусловно, есть. Но народная мудрость гласит, что воспитывать малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом.

Прививая ребенку, навык опрятности, вы вместе с тем воспитываете у

него душевную щедрость, чуткость по отношению к окружающим. Это свойственно ребенку раннего возраста.

Опрятным и аккуратным ребенок должен быть по отношению к своим личным вещам, аккуратность тесно связана с культурой еды, умением самостоятельно одеваться и в таком важном моменте, как поведение в общественном транспорте. Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице. Для закрепления навыков опрятности и аккуратности детям необходимы постоянные упражнения в этом, иначе навыки могут исчезнуть. Следует использовать любые ситуации, создавать необходимые для этого условия.

Внимательное и заботливое обращение с малышом, долгое терпение,

постоянный и неослабный контроль в сочетании с душевным теплом, дружеской поддержкой, совместной радостью по поводу пока еще маленьких побед приводят к желаемым результатам.

Культурно-гигиенические привычки (мыть руки перед едой, тщательно чистить зубы по утрам, правильно сидеть за столом, аккуратно есть и т. п.). Бытовые навыки. Ребенок уже в два года может и должен убирать свои игрушки (поначалу не слишком важно, в каком порядке он их сложил; главное, чтобы он это делал сам).

Волевые привычки культурного поведения. Сюда входят и навыки поведения за столом, и навыки общения со взрослыми, и умение общаться со сверстниками, иначе говоря, сюда входит все то, что называют «хорошими манерами», «воспитанностью».

В хороших манерах кроме прямой пользы есть дополнительный смысл: воспитание все тех же волевых привычек. Первое и главное. Воспитание волевых привычек необходимо начинать с раннего дошкольного возраста прежде всего, конечно, потому, что они составляют фундамент всей дальнейшей жизни ребенка, его учения и труда. У дошкольника ярко выражена потребность, которую В. А. Сухоминский называл «потребностью быть хорошим». Маленький ребенок очень хочет заслужить одобрение старших.

Эту его потребность и надо сделать главным рычагом в волевом воспитании. И в этом случае вовсе не потребуется пугать ребенка: «Не будешь умываться, на грязных руках заведутся микробы, и ты заболеешь!» Этот прием просто вреден, он ведет к страхам ребенка, его преувеличенному вниманию к своему здоровью. Точно так же не стоит говорить ребенку, что если он не уберет игрушки, то их кто-то утащит Ребенок и без того склонен многого бояться, и незачем эти страхи увеличивать. И совсем не обязательно звать на помощь волка. «Когда у тебя в комнате порядок, то мне легче, меньше придется убирать в квартире! Я так рада, что у меня хороший сын — он помогает маме»,— такие слова действуют ничуть не хуже.

Обязательное условие формирования волевых привычек в дошкольном возрасте — неукоснительное выполнение соответствующих требований. Если уж вы решили приучить ребенка к чистоте, то делать это нужно всегда, даже если вам очень некогда. Любые перерывы могут привести к тому, что привычка так и не возникнет; достаточно бывает нескольких дней, чтобы разрушить то, что создавалось месяцами. Очень хорошо, если на первых этапах формирования волевой привычки вы не просто требуете от ребенка: «Принеси, убери, вымой»,— а делаете это вместе с ним. Ребенку и легче, и веселее. Кстати, многие матери это понимают, если хотите, интуитивно и вместе с ребенком убирают игрушки («одну — ты, другую — я», моют руки («и у меня чистые, и у тебя», делают под музыку веселую гимнастику.

Но и на самых начальных этапах возникновения волевых привычек надо делать все для того, чтобы и мытье рук, и уборка постели, и уж тем более утренняя гимнастика не превращались в мученье для ребенка и нервотрепку для взрослых. Может быть, надо не всегда развлекать, но создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, радости общения, соединяющую взрослого и ребенка, необходимо всегда.

И, разумеется, если взрослые так много значат для маленьких детей, им следует быть примером для подражания. Отец, требующий от ребенка аккуратности, а сам разбрасывающий вещи как попало, вряд ли эту аккуратность воспитает.

Таким образом, к концу дошкольного детства и к началу школьного обучения у ребенка должен иметься определенный набор волевых привычек. У разных детей он может быть разным; важно только, чтобы в нем имелись привычки из всех четырех сфер саморегуляции.

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Акция «День независимости от вредных привычек» Предлагаю Вам конспект Акции "День независимости от вредных привычек". Его можно проводить как в школьном лагере, так и в социально-реабилитационных.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольника «Какое… счастье получить доброе истинно-христианское воспитание,.

Гендерное воспитание дошкольника в условиях детского сада Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и в детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у детей»Консультация для родителей «Воспитание привычек у детей» Консультация для родителей: "Воспитание привычек у ребенка". Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются.

Родительское собрание «Профилактика вредных привычек» Родительское собрание на тему: Профилактика вредных привычек Сегодня перед нами стоит очень большая проблема, о который необходимо говорить.

Консультация «Стань сильным — откажись от вредных привычек!» Стань сильным - откажись от вредных привычек! "Если хочешь изменить мир, начни с себя" Конфуций Наша жизнь, как быстротечная река. Каждый.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольникаВоспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника Культура речи включает в себя владение нормами литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребление, а также.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание привычек у дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Багно на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание привычек у дошкольника
Опубликовано: 23 августа 2018 в 22:09
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД