Папки-передвижки

Воспитание патриотизма у младших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Чернякова Оксана Юрьевна
Воспитание патриотизма у младших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Публикация «Воспитание патриотизма у младших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой [3].

В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм» трактуется как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям [2].

Через культурное наследие народа, его обряды и праздники осуществляется связь времен, воспитываются эстетические чувства, прослеживаются трудовые и духовные традиции, формируются нравственные представления. Это служит становлению человеческой личности, в основе которой лежат общечеловеческие гуманистические ценности.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет [1].

Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок получает первые представления о культуре своего народа.

В нашем ДОУ мы проводим выставки рисунков – хохлома, гжель, городецкая роспись, а также выставки народного прикладного искусства – резьба по дереву, вышивка и т. д., где представлены поделки, сделанные руками детей совместно с родителями, в которых они смогли проявить неиссякаемую фантазию и умение.

Родители с большим удовольствием принимают участие в работе нашей мастерской. С их помощью оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковская слобода», где представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.

Для знакомства с народными сказками нами организовано занятие на тему «Народные сказки как достояние прошлого». В ходе этого мероприятия воспитатель в русском народном костюме рассказала, что сказки бывают авторскими и народными и подробно раскрыла понятие «народные сказки». С помощью заранее организованной мини-библиотеки народных сказок, мы рассмотрели иллюстрации к сказкам художника Ю. А. Васнецова («Царевна- лягушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди» и др.).

Так же мы обратились за помощью к родителям. Совместно с ними нами был организован мини-музей «Наши добрые сказки». В совместных работах дети и родители использовали самые различные материалы для изготовления макетов, поделок, рисунков, которые своим содержанием отражали сюжет какой-либо народной сказки.  

Знакомя детей с былинами, огромное значение мы придавали образу богатырей. Так, к примеру, описывая русского богатыря Илью Муромца, мы не могли обойти стороной главные характеристики: «мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к Родине». Каково было наше удивление, когда, прослушав описательные рассказы про богатырей, поговорив об их подвигах, наибольшая часть мальчиков с восхищением разговаривали о богатырях, организовывали игры, где брали на себя роль защитников Родины и говорили, что очень хотят быть похожими на них.

Русские народные игрушки – яркие матрешки, неваляшки, свистульки, приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. В нашей группе был организован «Музей народной игрушки».

В группе мы проводили большое количество народных праздников «Осенины», «Рождество», «Масленица». На праздниках создавалась атмосфера национального быта. «Фестиваль народных традиций» является итоговым мероприятием. Дети совместно с родителями презентуют альбомы по разным темам о народных традициях : «Народные праздники», «Русская изба», «Народная игрушка», «Народный костюм». Такая работа пробуждает в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогащает знания детей о народных традициях.

Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Огромное значение в рамках воспитания патриотизма у дошкольников имеет тема «Защитников Отечества». Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Мы создали музыкальную картотеку, включающую музыкальные произведения о Великой Отечественной войне.

В настоящее время тоже рождаются народные традиции. Одной из них является проведение «Бессмертного полка». Люди в День Победы несут фотографии родственников, погибших за свободу Родины. Знакомя детей с этой традицией нами организуется мероприятие «Бессмертный полк» на территории ДОУ.

Таким образом, народные традиции воспитывают патриотизм, гражданственность, уважение к историческому прошлому и настоящему своего города, к людям, защищавшим его в годы Великой Отечественной войны, формируют понятия «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».

Библиографический список

Веселова Т. К., Соломыкина Н. Я., Киселёва М. В. Биткова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания// Обучение и воспитание : методики и практика. 2015. С. 7-11.

Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm

Слюнина С. В. Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 9 (351). С. 212-215.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у младших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре
Опубликовано: 30 июня 2023 в 22:51
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД