МААМ-картинки

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту донского казачества

Краснова Марина Георгиевна
Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту донского казачества

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Новочеркасска, Ростовской области

детский сад № 57.

Сентябрь 2019 года.

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев - обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Актуальность.

События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девольвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.

Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту донского казачества» размещена в разделах

Современное общество испытывает потребность в сохранении и развитии той системы мировоззренческих ценностей, которые многие столетия определяли жизнь народа.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. В народной педагогике казачества накоплен значительный опыт воспитания патриотизма, духовности, поскольку казачество всегда осознавало свое основное назначение через служение Отечеству, его идеалам и направляло воспитательное воздействие семьи, общественности и образования на формирование гражданских и патриотических чувств молодого поколения.

Детский фольклор, как традиционная нравственная педагогика, сам уклад социально-общественной жизни через оптимальнейший метод освоения действительности – игру, вводит ребенка в систему взаимоотношений: человек – семья, человек – род, человек - народ, человек – другой человек, человек – традиция, человек – природа, человек – история, человек – будущее, человек – Вселенная.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.

Главное назначение работы по региональному компоненту в ДОУ – ознакомление воспитанников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла.

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живёшь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребёнка. Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.

Творчество – главное средство освоения ребенком культурно – исторического опыта и движущая сила развития личности. Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.

Важность этой работы отражена в нормативной документации:

В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур народов Российской Федерации».

Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1153 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, в котором отмечается, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ОП ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы, и обеспечивают возможность введения содержания, связанного с традициями нашего региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Приказом УО Администрации г. Новочеркасска от 24.06.2014 № 385 «О присвоении статуса дошкольное образовательное учреждение – муниципальная опорная площадка» наше ДОУ имеет статус муниципальной опорной площадки по теме «Формирование у детей нравственно-патриотических ценностей в процессе ознакомления с культурой Донского края» которая является обеспечением введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста, реализации содержания казачьего компонента в содержании регионального образования.

Работаем с детьми в этом направлении по программе «Тузловочка» (автор Г. Н. Сбоева) по нравственно- патриотическому воспитанию, которая реализуется в детском саду.

Для развития более полного представления детей об истоках, традициях, народных ремеслах местного казачества было разработано содержание кружка «Родимая сторонушка».

Исходя из вышеизложенного нами для работы с дошкольниками были выбраны следующие приоритеты :

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательность должны быть национальными.

2. Широкое использование различных видов казачьего фольклора (песни, былины, легенды, сказки, повествующие людям об особых чертах характера Донских казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Приобщение детей к культуре Донского казачества посредством активного участия в народных праздниках, фольклорных фестивалях.

4. Знакомство детей с «золотыми именами казачества» - выдающимися представителями российского казачества.

Цель:

Создание условий для развития патриотических чувств и творческих художественных способностей детей посредством приобщения их к культуре донского казачества.

Задачи:

- Расширять представления ребёнка о городе Новочеркасске, о природе Донского края путём систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

- Формировать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- Способствовать формированию у детей потребности к познанию истории, целеустремлённость к получению новых знаний о родной стране, родном крае.

- Создать условия для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.

- Развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи.

- Воспитывать устойчивый интерес к традициям Донских казаков.

Содержание работы.

Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

Широкое использование фольклора (фольклор – источник познавательного и нравственного развития детей). Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).

Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.

Знакомство с казачьими играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития детей).

Методы и приемы работы:

- познавательные беседы воспитателя с использованием слайдовых презентаций;

-дидактические игры;

-заучивание прибауток, потешек, закличек;

- чтение художественной литературы;

-использование казачьих народных песен и танцев;

-применение игрушек и изделий традиционных казачьих промыслов;

-разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

-рассказы, вопросы, разъяснения;

- сюжетно-ролевые игры с использованием казачьих традиций, обычаев; участие в фольклорных праздниках.

Формы образовательной работы с детьми:

-организованные занятия;

-совместная деятельность;

-праздники и развлечения;

-наблюдения в быту и природе;

-экскурсии в музей и детскую библиотеку;

-организация конкурсов и рисунков и поделок;

просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Кружковой работой занимаюсь с 2012 года.

Весь материал программы кружка представляет собой 28 занятий, которые распределены по месяцам.

На первом этапе я определила для себя проблему исследования, выявила ее актуальность, провела сбор и анализ материалов.

Провела начальную педагогическую диагностику. Эта диагностика выявила недостаточные знания детей о родном городе, о казачестве. На основании результатов диагностики был разработан перспективный план и содержание занятий кружка для детей второй младшей группы. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами казачьего быта, оформила казачий уголок в группе, изготавливала пособия к занятиям, атрибуты к играм, собирала материал, создавая картотеки.

На втором этапе использовала детский фольклор – потешки, прибаутки, которые не просто разучивались, а обыгрывались вместе с детьми. Постепенно дети знакомились с новыми словами: петушок – кочеток, дом – курень; познакомились с казачьей семьей – казаком Григорием и казачкой Аксиньей и их детьми – Матвейкой и Варенькой. Дети стали частыми гостями в казачьей семье, где знакомились с устройством дома, с предметами обихода, помогали Аксинье управляться с домашними животными, работали в огороде. Казак Григорий рассказал о друге казака – коне, показал, как за ним ухаживать, водил детей на рыбалку. Матвей и Варя учили детей казачьим закличкам, песенкам, подвижным и хороводным играм.

В результате проведенной работы уже к середине года дети показывали драматизацию сказок «Колобок», «Заюшкина избушка». В конце года на открытых показах к педсовету – развлечение «В гости к бабушке – Загадушке».

В средней группе работа была продолжена, дети знакомились с традициями казачьих семей, с занятиями, одеждой казаков. Разучивали пословицы и поговорки, хороводные игры. Занятия проводились в игровой форме: игра – путешествие «Как жили в старину», «Во саду ли в огороде», «Сорока – белобока», «Как у Дона у реки ловят рыбу казаки» и др.

Дети старшей группы знакомились с историческим прошлым родного края. У детей формировались первичные представления о жизни и быте первых переселенцев, о природе Донского края. В процессе непосредственно-образовательной деятельности формировались представления о жизни казаков, семейных традициях. Дети познакомились с символикой родного края, казачества; с предметами старины, казачьими костюмами, обрядовыми православными праздниками, играми, народными традициями. Свои впечатления дети отображали в художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Рисование: «Жеребенок на лугу», Наряды для Григория и Аксиньи», «Кто в Дону – реке живет», «Степь без конца и края», «Ветка сирени».

Лепка: «Праздник урожая», «Осень на Дону», «Грибное лукошко», «Жеребенок», «Заплетайся, плетень», «Белая лебедушка».

Аппликация: «Золотом березонька украшалась» (коллективная, «Осень на Дону».

Старший возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте формируются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру: дети учились любить свою страну, родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной.

Большая роль отводится совместной досуговой деятельности с детьми Знания, полученные на занятиях, закреплялись во время проведения дидактических игр «Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Кому что нужно для работы?», «Что лишнее?», «Найди флаг казаков» и др. Сюжетно-ролевых игр «»Ателье», «Донская ярмарка», «Рыбалка», «Пойдемте в гости».

В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные казаьи игры – подвижные, хороводные (взаимодействие с физкультурным руководителем).

Дети знакомились с произведениями донских писателей и поэтов, разучивали пословицы и поговорки, слушали донские сказки. С удовольствием разыгрывали сценки, создавали образы понравившихся героев.

Свою работу веду в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада – музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, логопедом. Дети исполняли казачьи песни, частушки, разучивали хороводы,

танцы, импровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах; участвовали в фольклорных праздниках.

В рамках открытого показа на опорной площадке - совместная деятельность «Казачьи посиделки».

Участие в сетевом взаимодействии детских садов микрорайона Черемушки. Праздничное мероприятие, посвященное 70-летию Победы. Инсценировка песни «Казаки в Берлине»; исполнение авторской песни «Памяти земляков», (автор Ханова Е. Л.)

В подготовительной к школе группе расширялись знания по теме «Новочеркасск – столица Донского казачества» и «Защитники Отечества».

Дети знакомились с достопримечательностями города, с историей их возникновения. Учились работать с планом – схемой города Новочеркасска -

прокладывали маршруты к достопримечательностям города, обсуждали, как можно до них добраться.

Для закрепления знаний о городах и станицах родного края велась работа с картой Ростовской области. Проводились сюжетно-ролевые игры «Путешествие по реке Дон», «Экскурсия в город Азов (Таганрог, Ростов на Дону, Старочеркасск», «С рюкзаком по родному краю» (станица Кривянская, поселок Донской, станица Заплавская, станица Бессергеневская,

станица Багаевская).

Дети продолжали знакомиться с «золотыми» именами казачества (Платов М. И., Бакланов Я., Разин С., Ермак Тимофеевич, их подвигами и завоеваниями. Знакомились с песнями, стихами, преданиями, былинами о геройстве донских казаков.

Большое место в моей работе занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Казачий фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Дети с удовольствием и радостью принимают участие в подготовке и проведении праздников: «Покров», «Рождество», «Святки», «Сороки», «Масленица», Пасха», «Троица».

В 2015 – 2016 учебном году дети участвовали в реализации проекта «Донская сказка». В рамках этого проекта дети знакомились с казачьими сказками, обыгрывали их, отображали полученные знания в продуктивной деятельности, участвовали в подготовке атрибутов для драматизации сказок.

В результате итоговым продуктом стали:

-драматизация двух казачьих сказок «Казанок каши», «Сказка о Макаре Бесслезном и Птице Легкокрылой», (открытые показы на опорной площадке);

-проведение викторины «У каждого на свете есть Родина своя» :

-создание рукописной книги Донские сказки» (иллюстрации – детские работы).

Участие в проекте «Семейные традиции». В рамках этого проекта итоговым продуктом стали:

-оформление тематической выставки «Моя родословная»;

-проведение досуга совместно с родителями «Семейные традиции».

-выставка поделок «Семейная мастерская»;

В рамках открытых показов на опорной площадке:

-совместная деятельность «Казачьи посиделки»,

-совместная деятельность «Невероятная экскурсия по городу Новочеркасску».

Дети являлись активными участниками сетевых взаимодействий детских садов микрорайона Черемушки:

-интеллектуальный творческий марафон конкурс чтецов «Через года, через века – помните», посвященный Дню Победы: инсценировка отрывка из поэмы «Василий Теркин»;

-праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы: инсценировка песни «Казаки в Берлине», исполнение песни «Памяти земляков»;

-фольклорный праздник «Гостеприимство Родного Дона», в рамках городского мероприятия «Покрова Пресвятой Богородицы» : песня «Донская лирическая»;

-«День матери», песня «Варенька»;

-участие в спортивном празднике, посвященном международному Дню семьи в рамках конкурсного движения «Семья и город растем вместе»;

-участие в концерте для ветеранов «Живая нить времен» и флеш-мобе «Песни военных лет».

Участие в фестивале работников дошкольных образовательных учреждений «Неделя казачьей культуры» (библиотека им. А. С. Пушкина);

Участие в конкурсе «Защита прав Донских потребителей», изготовление совместно с детьми рекламного плаката «Даешь полезные продукты – донские овощи и фрукты; выступление детей с танцем «Варенька».

Участие детей в праздничных мероприятиях на открытии детских садов № 3, № 20.

Успех моей работы во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Поэтому деятельность свою планирую в тесном сотрудничестве с родителями.

В этом направлении необходимо:

-знакомить родителей с работой в детском саду,

-подчеркивать необходимость воспитательных воздействий на ребенка,

-обращать внимание родителей на наиболее благоприятные условия творческого развития детей.

В результате родители принимали активное участие в жизни группы:

-принимали участие в различных конкурсах:

- в рамках конкурсного движения «Семья и город – растем вместе» : спортивное мероприятие «Папа и я - большие друзья» (семья Чернышовых); участие в мастер – классе «Что умеет папа, то умею я…» (Ревин И. Н.); участие в спортивно - оздоровительной игре «Идем в поход» (семья Рясновых и семья Шрамковых).

-В рамках проекта «Донская сказка» : изготовление костюмов и атрибутов к сказкам, оформление совместно с детьми рукописной книги «Донские сказки».

-Участие в конкурсе «С чего начинается Родина» - семья потомственных казаков Ревиных, фильм «Вот мы какие, казаки Донские».

-Участие в торжественных мероприятиях при подведении итогов конкурса «Защита прав Донских потребителей», танец «Варенька» с участием папы Чернышовым В. А.

-Участие родителей в совместных с детьми досугов и развлечений: «Хвала тебе, Казачка Мать», «Семейные традиции», «Клуб знатоков».

-Участие в спортивном празднике «Покрова на Дону», угощение блинами, приготовленными родителями.

-Участие в проекте «Семейные традиции» : изготовление совместно с детьми семейных родословных, изготовление поделок «Семейная мастерская», рассказы родителей о любимых семейных традициях, веселых семейных историях, интересная семейная фотография.

-В рамках проведения «Недели добра» : изготовление родителями поздравительных открыток сотрудникам детского сада; посиделки с угощением, принесенными бабушками детей; вручение родителям печенья «Жаворонки».

-

-Изготовление родителями детских костюмов к утренникам.

-Экскурсия в Центр экологии.

-Вручение коллективу детского сада благодарственного письма «За существенный вклад в реализацию этнокультурного казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе и популяризацию историко-культурного наследия донского казачества».

Проректор по военному образованию и делам казачества ЮРГТУ (НПИ) генерал лейтенант В. М. Москвиченко.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к традициям и обычаям Кубани Слайд №1,2 Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников «Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истокам» Пищенкова О. И., воспитатель структурного подразделения детский сад МБОУ Школы №122 Картотека дидактических игр для старших дошкольников.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Необъятная страна Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса,.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств дошкольников» Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным ее патриотом. С. В. Михалков.

Папка по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к истории» План самообразования "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение детей к истории и традициям родного.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и достопримечательностями малой Родины План работы по саморазвитию воспитателя (старшая группа) Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей,.

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом «Историческое значение каждого человека, его человеческое достоинство измеряется силой его патриотизма» Н. Г. Чернышевский Патриотическое.

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селомВоспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с праздником 9 мая «…Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!» Юрий Воронов, участник блокады.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту донского казачества (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Краснова Марина Георгиевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к традициям и быту донского казачества
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 21:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД