Получи документы

Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»

Ирина Спиридонова
Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»

Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится.

Гражданственность выражается в патриотизме, позитивном отношении к своей стране, добросовестном выполнении своих гражданских обязанностей.

Патриотизм - чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины.

Патриотизм проявляется в ценностях и поступках:

- верности Родине;

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание гражданственности у дошкольников“» размещена в разделах

- заботе об интересах своего Отечества, готовности пожертвовать собой ради них;

- гордости за достижения своей страны;

- уважении к историческому прошлому Родины;

- сочувствии к страданиям своего народа;

- переживаниях за будущее и настоящее своей страны и др.

Согласно ФОП ДО, одними из основополагающих функций дошкольного уровня образования являются:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

Основы гражданственности детей дошкольного возраста – гармоничное сочетание патриотических чувств, нравственной и правовой культуры, выражающихся в осознании и соблюдении правовых, моральных, социальных норм поведения, толерантного отношения к другим людям.

Гражданственность формируется в процессе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.

Итак, понятие гражданственности содержит несколько компонентов:

- патриотизм,

- гражданские права и обязанности,

- межнациональная толерантность.

Патриотизм включает в себя:

- формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);

- приобщение к истокам национальной региональной культуры;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)

Задачи правового воспитания : формирование у детей положительного самоощущения; развитие у детей положительного отношения к окружающим людям; приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми и формирование у них социальных навыков; формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.

Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Межнациональная толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач. Все начинается с семьи, родного дома, родителей, семейных ценностей. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому;

воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

воспитание любви к своей Родине, воспитание патриотизма

Развивать интерес детей к своему городу, формировать чувства восхищения достопримечательностями, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края. Создавать условия для отражения детьми впечатлений о родине через различные виды деятельности (рассказ, игра, рисунок)

Дошкольник сначала должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и жителем планеты Земля.

Читать детям произведения, способствующие воспитанию любви к своей малой родине (сказы П. Бажова); любви к родной истории («Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал; произведения А. Гайдара рассказывают о юных героях военного времени; сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывает о любви к своей планете и бережном к ней отношении.

• развитие интереса к культуре своего народа, народным традициям и промыслам;

Знакомить детей с государственными и народными праздниками.

• формирование элементарных знаний о правах человека;

Человек рождается и становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.

Познакомить детей с «Всеобщей декларацией прав человека для детей и взрослых» А. Усачева. Провести игры для ознакомления детей с правами: право на жизнь (ролевые игры «Пожар», «Скорая помощь», «Спасатели»); право на имя («Назови друга ласково», «Имена великих людей»); право на жилье («Назови свой адрес»); право на образование («Собери портфель в школу», «Ступеньки образования») и др.

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства гордости за достижения страны;

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране, учить детей любить свою страну, знать и помнить ее историю, пробудить в детях чувство гордости за русских людей.

Формировать у детей представлении о людях, которые прославили нашу Родину (скульпторов, художников, поэтов, писателей, композиторов, врачей, спортсменов, героев). На конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа.

В воспитании гражданственности у детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т. д.

воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям разных национальностей, интерес к их культуре;

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать об их быте и традициях и т. п.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как говорилось ранее, фундамент воспитания основ гражданственности закладывается в период раннего детства не только в детском саду, но и в первую очередь, в семье.

Работа с родителями предполагает:

1) знакомство с документами, обеспечивающими соблюдение прав детей; с правами, которые имеют дети;

2) изготовление семейных альбомов совместно с детьми («Мои обязанности», «Как должен вести себя настоящий гражданин»);

3) создание в домашних условиях библиотеки, в которую бы входили произведения разных народов;

4) памятки для родителей по вопросам воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2024. – 224 с. : табл. (Правовая библиотека образования)

2. Дорошук Л. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

3. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1784/1/povr-2014-10-27.pdf Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Дорошук, Л. А., Казаева, Е. А. Дата публикации…

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Консультация для педагогов «Воспитание настоящего гражданина»Консультация для педагогов «Воспитание настоящего гражданина» Патриот — это тот, кто любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2024 в 17:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание гражданственности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Спиридонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД