МААМ-картинки

Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе

Роза Зигангирова
Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе

Самое основное в дошкольном деле – это

воспитание умения дружно жить,

играть, работать.

Н. К. Крупская.

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости из которых позже взойдут ростки истинного понимания дружбы. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.

Публикация «Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе» размещена в разделах

Многие психологи, педагоги подчеркивали, что взаимоотношения детей наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре.

Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская отмечали, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сам деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении является игра.

В чем же сила игры, благодаря каким ее особенностям можно решать задачи воспитания дружеских взаимоотношений между детьми? В игре, больше чем в какой – либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает сюжет игры, товарищей.

В различных игровых ситуациях дети учатся помогать друг другу, оценивая поступки, действия играющих выбирают себе из их числа друзей, с которыми совместные игры становятся еще более приятными и интересными. Симпатии, зародившиеся в игровой деятельности, зачастую бывают устойчивыми и длительными, что побуждает детей переносить дружеские отношения из игр в повседневную жизнь.

Дружеские взаимоотношения имеют решающее значение в успешном протекании игровой деятельности детей. Ребята должны усвоить следующие основные правила, связанные с общими играми.

1. Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.

2. Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.

3. Всяка роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.

4. Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.

5. Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть вместе, попроси разрешения.

6. Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.

7. Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.

8. Если начал игре с товарищами, не бросай ее без их согласия.

Усвоение детьми данных правил происходит в каждодневном общении, играх детей при направляющей роли воспитателя.

Невыполнение правил отрицательно сказывается на характере участия в совместной игровой деятельности, обусловливает непрочность, конфликтность контактов между детьми.

Управляет педагогическим процессом воспитатель. Именно воспитатель должен проводить в группе большую педагогическую работу, способствующую формированию дружеских взаимоотношений у детей – это чтение книг о дружбе, проведение бесед, просмотр кинофильмов, слайдов, картин, организация развлечений и праздников на данную тематику. Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия и играх детей, что помогает своевременному дружного коллектива в целом.

Педагогическое руководство игрой и детскими взаимоотношениями в ней своеобразно. Здесь не приемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора партнеров, распределения ролей, сохранения дружеских взаимоотношений и т. п. он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может влиять не только прямым образом, передаваемый в игре. Например, видя, что девочка, изображающая доктора, нетерпелива и недоброжелательна к пациентам, воспитатель не делает ей замечаний типа: «Таня, веди себя, как полагается, будь вежливой», а говорит: «Доктор, не волнуйтесь. Вы успеете принять и полечить всех. Вы ведь заметили, когда разговаривали ласково с мамой Леной и ее сыночком они все выполняли, как им говорили!» такого рода подсказки обычно принимаются ребенком, помогают ему наладить игру.

При вполне благополучном сюжете могут проявляться и явно, и скрыто негативные реальные взаимоотношения : дети как бы выходят временно из игры, превращаясь в обыкновенных ребят, и действуют так, как они могли бы действовать в быту, резко выражать недовольство, не подчиняться и т. д. Вот тут и должен прийти к ним на помощь внимательный воспитатель, помочь умело ликвидировать конфликт, найти общий язык для продолжения игры. Если дружбе между детьми педагог уделяет особое внимание, то на передний план ярко выступает ее эмоциональное и интеллектуально-моральное стороны, основу которых составляют такие качества личности, как отзывчивость, симпатия, стремление преодолеть свое желание в пользу другого, желание помочь товарищу, общность игровых и других целей. Дружеские отношения обязательно будут выражаться в соответствующих действиях, поступках, в поведении и деятельности, в добрых словах. Чтобы успешно решать программные задачи воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, воспитателю необходимо внимательно наблюдать за играми выяснять у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения.

В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе следует обогащать знания детей, развивать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них. Общественные представления у детей они формируют в ходе экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы, рассматривания картин, организуя беседы с интересными людьми, создавая оптимальные условия развития совместных игр.

Но и конечно, сам воспитатель должен участвовать в играх детей на правах старшего товарища, ведущего или ровного игрока, что помогает в ходе игр собственным примером демонстрировать проявление доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи. Педагог должен осознать свою важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений у дошкольников в игре и приложить к этому все свои знания, умения, усилия.

Конечно, работа воспитателя по этому направлению не должна вестись хаотично и ему необходимо определить задачи, которые следует решить и методы, которые необходимо применить для получения хорошего результата в воспитании дружеских взаимоотношений дошкольников в игре.

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. -М. 1979.

2. Анисимова И. М. Хорошие манеры для детей. СПБ., 1996.

3. Богомолова М. И. Концепция развития и воспитания ребенка в истории педагогических учений. - Казань, 2001.

4. Богомолова М. И. Цель воспитания как педагогическая категория в истории зарубежной и отечественной педагогики. Наб. Челны, 1995.

5. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург, 1997.

6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.

7. Васильева - Гангнус Л. П. Азбука вежливости. - 3-е изд. - М. : Педагогика, 1989.

8. Ватутина Н. Я. Ребенок поступает в детский сад. - М., 1983.

9. Волина В. Как стать хорошим. СПБ., 2001.

10. Воспитание дошколыников в семье. Вопросы теории и методики /Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1976.

11. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психо - гимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М. :Тном", 2001.

Публикации по теме:

Работаем вместе, работаем дружно!Работаем вместе, работаем дружно! Доброго времени суток! Здравствуйте, дорогие коллеги! От всей души поздравляю вас с днём дошкольного работника. Продолжайте сеять разумное,.

Утро радостных встреч Введение групповой традиции «Утро радостных встреч» способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Роза Зигангирова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 14:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД