Лучший педагог года

Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры

Светлана Иванова
Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры

Статья посвящена проблеме значения народной культуры в воспи-

тании детей дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы воспи-

тания дошкольников на традициях народной культуры, приводятся при-

меры подготовки и организации народных праздников в детском саду.

Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народ-

Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры» размещена в разделах

ной культуры на современном этапе развития отечественной систе-

мы образования является приоритетным и определяющим дальней-

шее становление формирующейся личности ребенка в целом.

Особое внимание отечественные исследователи, педагоги

и эксперты уделяют такой проблеме, как нравственное воспита-

ние детей, в особенности старших дошкольников. Этот период

детства обусловлен определенным возрастом, в котором ребенок

усваивает правила поведения в обществе, нравственные нормы

и моральные установки. Именно в этом возрасте формируются

первые знания, умения и навыки, которые станут первоосновой

воспитания и окажут значительное влияние на всю его последу-

ющую жизнь. Ребенок учится ориентироваться в окружающем

мире, в отношениях с другими детьми и взрослыми, он получает

первый опыт собственных действий и поступков, приобретает

навыки действий согласно правилам морали и этики, которые он

начинает усваивать. В дошкольном возрасте формируется база

для освоения и закрепления в будущем новых знаний, умений

социального характера, складывается основа характера, тип со-

циального поведения.

В особенности значимо в этом возрасте нравственное воспи-

тание, поскольку оно считается первоосновой приобщения детей

к морали, культуре. За счет него ребенок изучает общие социаль-

ные правила, по которым он будет взаимодействовать с другими

людьми, окружающим его миром. Поэтому знание, постижение

основ народной культуры, как проблемы нравственного воспита-

ния подрастающего поколения, прежде всего, связано с аспектами

преемственности культуры, передачи достижений от одного поко-

ления к другому, а значит, встаёт вопрос о сохранении культуры

прошлого и её интеграция в современность у целого народа как та-

кового, имеющего свои глубокие исторические корни. В передаче

основ культурного наследия подрастающему поколению, начиная

с дошкольного возраста, заложена память по сохранению и выжи-

ваемости нашего народа на протяжении многих тысячелетий.

Еще в конце XIX в. начале ХХ в. С. А. Рачинский в своих

работах отмечал, что народная песня, народная сказка являют

«живучие отголоски живой веры иного миросозерцания» и сле-

дует спасать от забвения отголоски русской народной культуры,

воспетые веками нашими мудрецами и простым народом.

Сейчас понятно, что назрела необходимость более настой-

чивой переориентации всей системы отечественного образова-

ния, и дошкольного образования в частности, на национальные

интересы, основу которых составит отечественная система исто-

рически сложившихся ценностей и традиций русской культуры.

Только таким образом можно сформировать у детей, а в дальней-

шем молодых людей бесценное богатство, накопленное многими

поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и исто-

рико-культурные ценности. В этом, на наш взгляд, состоит под-

линное значение народной культуры в воспитании подрастающе-

го поколения, и начинать это воспитание следует с дошкольного

возраста.

Знакомя малышей с народной сказкой, колыбельными пес-

нями, народными играми, мы словно воскрешаем в детях генети-

ческую память о наших предках: их отношение к миру Природы,

царству животных, птиц, взаимоотношению людей, победы до-

бра над злом, т. е. исторически обусловленному образу жизни на-

рода, соответствующего его духу, сознанию и самосознанию. Как

проявление народной культуры, педагоги передают основные

константы, определяющие народ как целостный организм через

язык, устное народное творчество, историю и ценности.

В настоящее время практически во всех дошкольных учреж-

дениях/организациях в тех или иных формах воспитатели зна-

комят детей с такой важной традицией народной культуры, как

фольклор. Однако фольклорные праздники рассматриваются как

одна из форм развлечения, забывается о том, что фольклор прояв-

ляется, с одной стороны, в понимании, отображении особого спо-

соба осмысления мира, в котором нравственные идеалы склады-

ваются постепенно, путём отбора самого ценного с точки зрения

общественного блага, народных представлений о мироздании, а с

другой – искусство слова.

Именно в русской фольклорной речи отмечается передача

настроений – ласковость, ненавязчивая поучительность, твер-

дость духа, внимательное отношение к собеседнику, присутствие

в разговоре природных сил или сопровождение, включение их

в разговор. Поэтому мощным эмоциональным средством воспи-

тания дошкольников и выступают : русские пословицы, сказки

и песни как кладезь мудрости, свод жизненных правил, истори-

ческая память народа.

Сущностными характеристиками русской народной культу-

ры, помимо народной веры, языка, литературы, отечественной

истории, является народное творчество, проявляющееся в целом

наборе его отдельных составляющих от фольклора до ремесла.

Примером того, как педагоги в дошкольных учреждениях/

организациях знакомят ребят с основами народной культуры, мо-

жет выступать комплекс мероприятий, основанный на традициях

русской народной культуры. Примером могут выступать празд-

ничные мероприятия: «Русское слово», «Праздник речки и рус-

ского дерева», «Живой родник», «Зелёные святки», «Праздник

русского костюма», «Народные ремёсла», «Осенины», «Русский

быт», «Зимние забавы и игры» и др.

Желательно, чтобы такая работа имела не стихийный, а си-

стемный характер. В подготовке к каждому праздничному собы-

тию принимали бы участие не только сотрудники детского сада,

но и члены семей воспитанников.

Например, при подготовке к «Осенинам» педагоги знакомят

детей с особенностями этого события через сказки, игры, песни,

предметы декоративно-прикладного искусства. Это могут быть

выставки детских работ, а также совместные выставки детей и их

родителей: фото- и видеоматериалы по родным местам, работы

людей на земле (как пашут землю, сажают растения, собирают

урожай и др., приглашение родителей с рассказом об их труде,

совместные чаепития, короткие досуговые мероприятия («Встре-

ча с Бабушкой-Загадушкой», народные игры и др.). Ребята могут

подготовить мини театрализованные представления по сказкам

или защиты проектных/исследовательских работ у детей старше-

го дошкольного возраста. Дети подготовительной группы могут

показать малышам кукольный театр по народной сказке.

Одной из форм подготовки к празднованию «Осенин» может

стать музыкально-танцевальный конкурс и/или конкурс чтецов

на осеннюю тематику и т. п. Родители могут подготовить своим

детям элементы костюмов, а может и принять участие в тех или

иных мероприятиях. Здесь, конечно, все зависит от того, какую

роль в подготовке данного события окажет старший воспитатель/

методист детского сада и, безусловно, профессиональный опыт

сотрудников детского сада: воспитателей, музыкального руководи-

теля, педагога по физической культуре, психолога, логопеда и т. п.

На примере организации каждого праздника будет видна

роль каждого члена педагогического коллектива детского сада:

опытные воспитатели могут подсказать молодым, как работать

с родителями, начинающие педагоги могут иметь возможность

высказывать свои идеи и претворить их в жизнь детского сада.

Такое взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения

и родителей поможет объединить разные группы взрослых в до-

стижении одной цели – познакомить и дать всестороннее пред-

ставление детям о таком празднике, как «Осенины».

Осуществляя подготовку к празднику, не только дошколь-

ники, но и многие взрослые узнают о родной культуре, родном

крае много нового. Подобная форма взаимодействия сближает

всех субъектов образовательного процесса, где каждый человек,

будь то взрослый или ребенок, начинает по-иному воспринимать

значение народной культуры, носителями которой они сейчас яв-

ляются. По-другому люди начинают относиться друг к другу: ро-

дители по-другому начинают воспринимать труд педагогов, кото-

рые передают детям основы народных традиций и национальных

ценностей, между педагогами детского сада формируются более

прочные профессиональные связи, а дети всегда с радостью и во-

одушевлением будут ждать новых праздничных событий.

Таким образом, прививая детям дошкольного возраста осно-

вы народной культуры, мы показываем ребятам не только приро-

ду родной страны, но и передаем духовную жизнь народа, сти-

мулируем развитие сознания и самосознания формирующейся

личности подрастающего поколения.

Список литературы

1. Сухова Е. И., Шматок Л. В. Использование русских народных

традиций в формировании национально-культурной идентичности стар-

ших дошкольников // Психология и педагогика XXI века. Современные

проблемы и перспективы: сб. ст. междунар. науч. -практ. конф. Уфа:

АЭТЕРНА, 2017. С. 207–210.

2. Сухова Е. И., Лунгу О. А. Приобщение дошкольников к устному

народному творчеству через сказку // Дошкольник. Методика и практика

воспитания и обучения. 2020. № 3. С. 65–69.

3. Шматок Л. В., Сухова Е. И. Педагогические условия эффектив-

ности становления национально-культурной идентичности старших

дошкольников средствами русских народных традиций в дошкольной

образовательной организации // Нравственное воспитание в современ-

ном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. междунар.

науч. -практ. конф. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 244–229.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры в условиях детского сада. Мастер-класс «Гжельская роспись» Цель: Развитие речи и творческих способностей у детей через закрепление знаний о русских народных промыслах. Задачи: - Воспитывать у детей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной культуры
Опубликовано: 15 мая 2023 в 14:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД