Получи документы

Воспитание «чувства дистанции» при обучении детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию

Михаил Иванов
Воспитание «чувства дистанции» при обучении детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию

В спортивно-прикладном фехтовании выделяют семь основных дистанций:

- 1-я сверхдальняя или дистанция вне боя;

- 2-я сверхдальняя или дистанция контакта оружия;

- дальняя дистанция;

- средняя дистанция;

- ближняя дистанция;

- дистанция клинча, борьбы в обхват;

- бой на земле.

Эта градация используется, в основном:

- при обучении формальной технике, наиболее предпочтительной для каждой конкретной дистанции;

- изучении наиболее эффективных действий, характерных для данной дистанции;

- для классификации техник.

Публикация «Воспитание „чувства дистанции“ при обучении детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию» размещена в разделах

Однако при обучении бою как тренер, так и ученик сталкивается со следующей проблемой – в бою дистанции меняются очень быстро и непредсказуемо и выявить момент перехода от одной к другой бывает очень сложно. Кроме того, если в фехтовании на палках эти дистанции можно выделить достаточно четко, то уже в случае короткоклинкового фехтования они становятся не столь определенными.

По существу, выделенные дистанции имеют, так сказать, техническое значение. При обучении тактике основным становится понятие о безопасной и критической дистанции.

Безопасная дистанция – это то расстояние между противниками, которое позволяет с высокой вероятностью увидеть начало атаки и успешно ей противодействовать.

Критическая дистанция – это то расстояние между противниками, когда отражение атаки становится физически невозможным.

Процитируем В. А. Аркадьева: «Дело в том, что бой фехтовальщики начинают и ведут на таком расстоянии друг от друга, на котором попытка нанести укол-удар без предварительного сближения почти наверняка обречена на неудачу. А предварительное сближение для атаки в любом техническом оформлении таит в себе много угроз для нападающего. […]

Поэтому борьба за безнаказанное вхождение в критическую близость с противником, неуспевающим что-либо предпринять, является основой тактики ведения боя. Решение этой задачи невозможно без наличия у фехтовальщика главного тактического умения, умения действовать неожиданно, врасплох для противника.» [1].

Основным средством, позволяющим управлять дистанцией является маневрирование. Выделяют три основных вида маневрирования – прямолинейное, боковое и вертикальное.

Прямолинейное маневрирование – перемещения вперед-назад различными способами. Тактический смысл прямолинейного маневрирования заключается в изменении дистанции до противника. При наступлении это вхождение в дистанцию, позволяющую провести атаку, при обороне – сохранение безопасной дистанции или разрыв дистанции.

Боковое маневрирование – перемещения в стороны и по диагонали (вперед-в сторону или назад-в сторону). Тактический смысл бокового маневрирования заключается в обыгрывании противника за счет изменения линии атаки (защиты) в сочетании с дистанционным обыгрыванием.

Вертикальное маневрирование – перемещения вверх и вниз. Тактическим смыслом его является создание благоприятной ситуации для атаки по разным уровням или вызов противника на атаку. Для изменения или сохранения дистанции большого значения не имеет.

По существу, основной задачей в поединке становится переход от безопасной дистанции до критической, осуществление собственной атаки и возврат на безопасную дистанцию, используя различные приемы маневрирования в сочетании с подготавливающими и основными действиями.

Это приводит нас к такому понятию, как «чувство дистанции». «Современная психология и физиология спорта рассматривают чувство дистанции как специализированное комплексное чувство, складывающееся из целого ряда ощущений, возникающих под влиянием специфических занятий тем или иным видом спорта. К таким ощущениям относятся мышечно-суставные, вестибулярные, зрительные и другие, которые составляют чувствующую основу восприятия пространства и времени» [3].

Для выработки специфического качества, известного в единоборствах как «чувство дистанции» предлагаются следующие упражнения.

Упражнения без партнера

Это, в основном, выполнение различных передвижений и их комбинаций:

- шаг, серия шагов, выпад, шаг и выпад, скачок, скачок и выпад, сагаса (сближение бегом); а также более сложные комбинации этих элементов;

- «бой с тенью», используя все возможные варианты передвижений;

- передвижения по зигзагу

- передвижения по треугольникам, используя различные варианты

- передвижения по различным фигурам – квадрат, круг, звезда и т. д.

Игровые упражнения

Упражнение 1

И. п. одноименная боевая стойка. Партнеров разделяет линия, шириной 5-7 см. Партнер А должен коснуться линии стопой впереди стоящей ноги, совершая аритмичные челночные передвижения. Партнер Б, также совершая аритмичные челночные передвижения должен «запятнать» стопу партнера А в момент касания линии своей впереди стоящей ногой.

Упражнение 2

И. п. партнер А – стоит прямо, партнер Б – боевая стойка. Партнер А выполняет в произвольном ритме попеременные махи снизу-вверх прямыми руками перед собой с целью «запятнать», путем легкого касания пальцами, подбородок партнера Б. Партнер Б, передвигаясь в «челноке», в промежуток между двумя махами выводит туловище на дистанцию удара и касается пальцами плеча партнера А, а затем отклоняется или отходит назад назад.

Упражнение 3

И. п. боевая стойка. Партнер А держит перпендикулярно полу гимнастическую палку (в 5-7 см от пола) на расстоянии прямого удара ногой от партнера Б. Неожиданно он упирает палку в пол, оставляя ее в таком положении на 1-2 сек. За это время партнер Б должен успеть нанести по ней удар впереди стоящей ногой.

Усложнить игру можно за счет того, что:

- партнер А ставит палку через неравные промежутки времени;

- партнер А постепенно уменьшает время на выполнение задания;

- партнер А постепенно увеличивает расстояние до партнера Б;

- партнер Б совершает аритмичные челночные передвижения.

Упражнения с партнером

Упражнение 1

И. п. боевая стойка, дистанция средняя. Партнер А владеет инициативой и передвигается вперед и назад. Партнер Б сохраняет дистанцию.

Такое же упражнение делается и для свободных передвижений по площадке.

Упражнение 2

И. п. боевая стойка. Партнер А владеет инициативой, передвигается вперед и назад, произвольно изменяет скорость, ритм и глубину шагов, Партнер Б сохраняет дистанцию.

Такое же упражнение делается и для свободных передвижений по площадке.

Упражнение 3

И. п. боевая стойка, дистанция средняя, оба партнера держат за концы натянутую веревку. Партнер А владеет инициативой и произвольно передвигается вперед и назад, вправо и влево. Партнер Б поддерживает исходную дистанцию, стремясь сохранить веревку натянутой.

Упражнение 4

И. п. боевая стойка, дистанция ближняя, оба партнера с каждой из сторон придерживают рукой набивной мяч. Партнер А владеет инициативой и произвольно передвигается вперед и назад, вправо и влево. Партнер Б сохраняет дистанцию, стремясь предотвратить падение мяча.

Упражнение 5

И. п. боевая стойка, дистанция средняя. По команде тренера (или произвольно) партнер А быстро сближается шагами вперед с партнером Б, стремясь осалить его вооруженную руку. Партнер Б отступает шагами назад, стремясь избежать касания.

Упражнение 6

И. п. боевая стойка, дистанция средняя. По команде тренера (или произвольно) партнер А пытается с выпадом осалить вооруженную руку партнера Б, который отступает, стремясь избежать касания.

Упражнение 7

И. п. боевая стойка, дистанция средняя. Партнер А по команде тренера (или произвольно) пытается быстрыми шагами вперед сблизиться с партнером Б и с выпадом осалить его. Партнер Б отступает, сохраняя дистанцию.

Упражнение 8

И. п. боевая стойка, дистанция дальняя. Партнер А произвольно выполняет атаку шаг (скачок) вперед и выпад, пытаясь осалить вооруженную руку противника. Партнер Б отступает, сохраняя дистанцию, а на закрытие назад партнера А выполняет ответную атаку шаг (скачок) вперед и выпад, также пытаясь осалить противника. Упражнение может выполняться в виде серий нападений, в том числе и с использованием двухступенчатых комбинаций приемов нападения и маневрирования.

Упражнение 9

И. п. спортсмены маневрируют в боевых стойках, дистанция дальняя, инициативой владеет партнер А. Партнер Б, сохраняя дистанцию, произвольно выбирает момент и пытается осалить вооруженную руку противника с выпадом на его сближение, с шагом (скачком) вперед и выпадом на отступление.

Упражнение 10

И. п. боевая стойка. Оба партнера находятся на расстоянии вытянутой руки (вытянутой руки с оружием). Затем оба делают по шагу назад. Из этого положения партнер А атакует, партнер Б защищается. Задача атакующего – сблизится с партнером на расстояние атакующей дистанции. Задача партнера Б – сохранять дистанцию вне боя.

Упражнение 11

И. п. боевая стойка. Дальняя дистанция. Партнер А сокращает дистанцию, нанося одиночный удар. Партнер Б сохраняет дистанцию. Вначале в упражнении делаются только одиночные шаги, затем переходят к свободному передвижению. Критерием правильности выполнения упражнения является количество нанесенных ударов и промахов.

Упражнение 12

И. п. боевая стойка, дистанция ларго. Оба партнера свободно передвигаются. Партнер А периодически дает команду «Стоп!» на дистанции, с которой партнер Б может достать его ударом с шагом вперед (выпадом, шагом вперед и выпадом, скачком). После остановки партнер Б наносит удар с шагом вперед, и дистанция проверяется.

Затем партнеру А дается задание остановить партнера Б на дистанции, с которой тот не достанет его ударом. Дистанция снова проверяется.

Вслед за этим партнеру А предлагается остановить партнера Б один раз на своей ударной дистанции, а второй раз — на ударной дистанции партнера. Упражнение рекомендуется проводить с партнерами разного роста.

Упражнение с боксерскими лапами

Тренер и спортсмен свободно передвигаются друг перед другом. Тренер неожиданно раскрывает лапу, поворачивая ее ударной поверхностью к спортсмену, что служит сигналом к атаке. Спортсмен имеет право атаковать только в том случае, когда лапа находится на ударной дистанции. При этом тренер раскрывает лапу на очень непродолжительное время. Задания спортсмену могут даваться самые разные. Например, наносить удар, когда лапа будет находиться на средней дистанции, или один раз наносить удар с дальней дистанции, а второй раз - со средней и т. д.

Ценность данного упражнения в том, что спортсмены приучаются определять дистанцию и реагировать на нее в условиях ограниченного времени, что очень важно.

Упражнение может выполняться и с оружием.

Задания для учебно-тренировочных боев:

а) определить наиболее выгодные ударные дистанции для нанесения ударов левой и правой рукой, наносить удары только с этих дистанций;

б) атаковать левой рукой с дальней дистанции, а правой - со средней или ближней, затем наоборот;

в) первую половину раунда атаковать только с дальней дистанции, вторую - со средней;

г) каждый последующий удар наносить с другой дистанции. Например, первый - с дальней, второй - со средней, третий - с ближней и т. д., затем все повторить сначала;

д) определить свои дистанции (критическую и безопасную) во время боя с партнерами разного роста.

В начале каждого условного боя должны создаваться облегченные условия - партнер только защищается. А затем задания выполняются в двустороннем бою.

Для боя с оружием рекомендуется использовать различные сочетания тренировочного оружия для правой и левой руки, а также включать элементы рукопашного боя и проводить бои как в правосторонней, так и в левосторонней стойке.

Упражнения для развития «чувства дистанции» должны выполняться систематически. Лучше всего включать их в конец подготовительной части тренировки или в начало основной. Продолжительность этих упражнений должна составлять 15-30 мин. Один раз в месяц следует проводить тренировку, полностью посвященную выработке и совершенствованию «чувства дистанции».

При обучении чувству дистанции необходимо помнить следующее:

1. Умение сохранять дистанцию почти не зависит от умения ее определять, поэтому необходимо параллельно выполнять упражнения как для развития умения определять дистанцию, так и упражнения на ее сохранение.

2. Основным способом развития «чувства дистанции» являются учебные, вольные и, особенно, соревновательные бои. На различных видах тренировочного оружия, а также без него.

Список литературы

1. Аркадьев В. А. Тактика в фехтовании / В. А. Аркадьев. 1969

2. Даурцев К. В. Искусство самозащиты, 2002

3. Никифоров Ю. Б. Чувство дистанции у боксера, 1971

4. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах, 2007

5. Тышлер Д. А. Двигательная подготовка фехтовальщиков / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. – М. : Академический проект, 2007. – 153 с.

6. Тышлер Д. А. Физическая подготовка юных фехтовальщиков / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. – М. : Советский спорт, 1996. – 78 с. : ил.

7. Эпов О. Г. Основы маневрирования в тхэквандо ВТФ / О. Г. Эпов., 2009

Публикации по теме:

Фотоотчет о детском турнире по спортивно-прикладному фехтованиюФотоотчет о детском турнире по спортивно-прикладному фехтованию 27.04.19 Турнир по спортивно-прикладному фехтованию (дисциплина "спортивный арнис") проводился 27 апреля 2014 г. совместно ГБОУ «Школа на.

Фотоотчет о турнире по спортивно-прикладному фехтованию среди детей школьного возрастаФотоотчет о турнире по спортивно-прикладному фехтованию среди детей школьного возраста В "Созвездии" (отделение дополнительного образования ГБОУ "Школа на проспекте Вернадского") прошел турнир по спортивно-прикладному фехтованию,.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Видео и конспект занятия «Первые шаги» по спортивно-прикладному фехтованию для детей среднего школьного возрастаВидео и конспект занятия «Первые шаги» по спортивно-прикладному фехтованию для детей среднего школьного возраста Тренировка в группе «Спортивно-прикладное фехтование с элементами рукопашного боя» (первый год обучения, ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского».

Кубики «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста и младшего школьного возрастаКубики «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста Кубики «Дорожные Знаки» Для детей дошкольного возраста и младшего школьного Как и у многих в группе накопилось множество разрозненых кубиков.

Обучение детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образованияОбучение детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования В настоящее время у нас в стране развивается целый ряд спортивных направлений, которые, не являясь аккредитованными видами спорта, имеют.

Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста «Ничто не является более тягостным для мудрого.

Посмеемся вместе с детьми. Развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста Чувство юмора – важнейшее качество, помогающее человеку в трудных ситуациях сохранять присутствие духа. Чтобы развить у детей чувство юмора,.

Программа начального обучения детей среднего и старшего школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию Тренировки по спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования направлены, в первую очередь, на гармоничное физическое.

Формирование чувства доброты у детей дошкольного возраста Статья «Доброта и дружба» В своей статье хочу поговорить с вами на тему доброты и дружбы между детьми. Я сама педагог, работаю в детском.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание «чувства дистанции» при обучении детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Михаил Иванов на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание «чувства дистанции» при обучении детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 12:21
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД