Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста»

lusine
Консультация для воспитателей «Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Маргарян Л. В.

Что такое целеустремленность? Это иметь ясную и определенную цель, стремиться к ее достижению.

Известный американский изобретатель Томас Эдисон считал, что секрет гения – это работа, настойчивость в достижении цели и здравый смысл.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Если у человека есть цель, то действия по ее достижению сопровождаются эмоциями радости, приятного напряжения и даже приятной усталости.

Как воспитать целеустремленность? Для ответа на этот вопрос следует понять структуру целеустремленности, выяснить, из каких действий и умений она складывается.

Говоря о воспитании целеустремленности у детей, следует учесть возрастные особенности дошкольников, чтобы определить, какие элементы целеустремленности могут быть заложены на соответствующем возрастном этапе.

Целеустремленными не рождаются, ими становятся, но не вдруг, а постепенно.

В воспитании целеустремленности у дошкольников можно выделить два этапа. Первый под названием «фундамент целеустремленности» соответствует возрасту старшей группы детского сада, а второй – «детская целеустремленность» - возрасту подготовительной группы.

В соответствии с возрастными особенностями детей старшей группы формируется содержание данного этапа, предполагающее знакомство дошкольников на примере литературных произведений с целеустремленностью как характеристикой человека. На доступном примере (сказке, истории) дети рассматривают ситуацию, в которой персонаж ставит себе цель и добивается ее в течение определенного периода времени, преодолевая трудности и препятствия.

Важно акцентировать внимание на поиске персонажами путей, способов достижения цели. Поскольку для целеустремленности актуально не только «Что я хочу достигнуть?», но и «как я могу это сделать?», то, беседуя с ребенком о сюжете истории, необходимо задать вопрос: «А что конкретный персонаж делал, чтобы достигнуть цели?».

Большое значение имеет гордость своими достижениями. Эмоции – важный стимул любого развития. После рассказа воспитанника о своем достижении следует спросить у него: «Этим можно гордиться?», чтобы ребенок прочувствовал эмоции сильнее. При этом независимо от его ответа педагог должен подтвердить, что, несомненно, этим достижением можно гордиться.

В ходе работы с детьми подготовительной группы необходимо активизировать в словаре слово «цель» - то, что ребенок хочет достичь. так, беседуя, можно спросить, например - «Что бы ты хотел научиться делать в ближайшее время?». Когда ребенок ответит «поднимать детские гантели», педагог поможет сформулировать цель: «Итак, твоя цель – научиться поднимать детские гантели». Когда ребенок что-то делает, следует периодически задавать вопросы типа: «Какая у тебя цель? Чего ты хочешь достичь, что сделать?».

Психологические исследования показали, что деятельность более точно и активно регулируется, если цель формулируется конкретно, а не общими словами.

Чем более конкретный образ желаемого сформируется у ребенка, тем понятнее ему будет «куда он идет» и к чему стремится. Поэтому, если дошкольник сказал, что хочет научиться поднимать гантели, необходимо задать ему вопросы, которые помогут ребенку представить свое желание более конкретно, например - «Сколько раз ты хочешь поднимать гантели?», «Как поднимать: от плеча вверх или с низу вверх?». Другими словами, педагог вопросами помогает дошкольнику представить конкретную цель. В этом и заключается искусство взрослого – задать нужный вопрос.

Важно, чтобы ребенок выбирал трудные, но достижимые цели, поскольку достижение трудного, высокого результата позволяет радоваться и гордиться собой, а легко достижимые цели не дают такого всплеска позитивных эмоций. Вместе с тем цель должна быть достижима для конкретного ребенка (исходя из его возможностей и особенностей, иначе ситуация станет для него стрессом.

Задача взрослого – зная возможности конкретного ребенка, помочь ему принять трудную, но достижимую цель. Это тоже можно сделать в процессе диалога с дошкольником, например - «Если сейчас мальчик Ваня поднимает гантели 7 раз. То насколько достижимо его желание научиться поднимать их 15 раз? Может быть, 12 достаточно?».

Деятельность по достижению цели будет более организованной, если ребенок осознает, к какому времени он хочет достичь цели.

Конечно, представления дошкольника о времени еще недостаточны, поэтому разговор о нем – искусство взрослого: можно воспользоваться известным ориентиром, например, к лету, к приезду брата. При этом можно высказать собственное мнение, например - «Я думаю, тебе потребуется целых четыре недели». Итак, можно спросить ребенка: «А за какое время (за сколько дней или недель) ты хочешь достичь своей цели – научиться поднимать гантели 12 раз?».

Цель больше вдохновляет, если она важна и значима, поэтому нужно обязательно порадоваться за ребенка и похвалить его за желание учиться и чего-либо достичь.

Не менее важно напоминать ребенку о его прошлых достижениях. Например, «Вспомни, как долго тебе пришлось учиться хорошо ездить на велосипеде, но ты научился!». Это поможет дошкольнику поддерживать веру в себя, свои силы в случае трудностей, неудач, когда нужно долго чему-нибудь учиться.

Воспитание целеустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения ребенка в достижении им поставленной цели. Совместное обсуждение, интерес и поддержка позволяют дошкольнику получить позитивный опыт успешного целеполагания и целедостижения, осознать его и гордиться этим.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 марта 2022 в 12:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД