Лучший педагог года

Внутренние позиции ребенка

Чекаева Роза
Внутренние позиции ребенка

На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношения родителей и себя и как он сам относится к себе. В соответствии с этим Г. Хоментаускас выделил четыре обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к себе [42] :

- Я нужен и любим, и я люблю вас тоже;

- Я нужен и любим, а вы существуете ради меня;

- Я нелюбим, но от души желаю приблизится к вам;

- Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое.

Публикация «Внутренние позиции ребенка» размещена в разделах

Я нужен и любим, и я люблю вас тоже

Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны три особенности:

а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его право на выбор;

в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок постепенно постигает, находит жизненные истины, способствующие полноценному развитию личности.

Дети с такой позицией имеют смелость пробовать, рисковать, склонны целеустремленно чему-либо учиться. Все эти особенности уже нельзя считать прямыми следствиями интеллектуального развития. Они выражают первичные, основные установки на жизнь, результат сложной эмоционально-познавательной деятельности ребенка.

Я нужен и любим, а вы существуете ради меня

Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим он для родителей, как они любят для него. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям, требованиям. В семье с культом ребенка малыш просто не видит, что родители имеют что-либо важнее, чём он, что имеют другие жизненные цели, кроме как служить ему, иначе говоря, он не встречается с необходимостью считаться с другими. Поэтому восприятие ребенком себя как центра семьи даже логично, ведь родители все время служат прихотям ребенка, жертвуя своими интересами, временем и материальными ресурсами.

Почему в некоторых семьях создается межличностная ситуация, позволяющая ребенку занять положение «сверху»? Ведь в этом есть что-то неестественное - дошкольник еще во многих отношениях зависит от взрослого. Такие семьи часто имеют своеобразный облик, которому характерно измененное отношение самих родителей к окружающему миру, своеобразный отказ от попытки реализовать себя в нем. Работа, да и жизнь вообще, ничего хорошего не сулят им, простым людям. Из-за возникшего чувства неполноценности родители расценивают себя как неудачников. Потеря веры родителей в жизнь, отсутствие надежды осуществить какие-либо свои планы приводят к замыканию в себе, в кругу близких.

Для родителей в подобной жизненной ситуации ребенок становится средством поддержания контактов с миром, и средством, с помощью которого можно реализовать свои надежды и мечты.

Выделяется и другой тип семейных обстоятельств, способствующих восприятию ребенком себя как центра мира. В одних случаях это семьи, в которых по разным причинам долгое время не мог родиться ребенок, хотя родители желали этого. Если родившийся первый ребенок наверняка и последний, родители испытывают большую долю неуверенности в отношениях с ним. В одних случаях это выражается в том, что родители склонны отгородить ребенка от всех опасностей. В других случаях родители не уверены в том, чьи желания и устремления важней их или долгожданного ребенка.

Положение ребенка в качестве маленького королька может возникать также в неполных семьях, в которых мать намерена посвятить себя воспитанию единственного ребенка.

При помощи описанной структуры сложившихся семейных отношений принятия ребенком определенной внутренней позиции теснейшим образом связано с тонкими особенностями межличностных отношений.

Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к вам

Почти каждый несчастливый ребенок ощущает, что родители недостаточно его любят. Семьи, в которых ребенок может ощущать свою «нелюбимость», внешне очень разнообразны:

- отсутствие ребенка в жизненных планах родителей. Не всегда дети появляются на свет тогда, когда их ждут, и не всегда дети рождаются тогда, когда они вообще нужны. Сам факт, что ребенок чаще всего зачинается случайно, непреднамеренно, существенно влияет на будущее отношение матери к малышу.

- недовольство ребенком таким, каков он есть. Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок : мальчик или девочка, послушный или предприимчивый, спокойный или активный. В общем, целенаправленное отношение к будущему ребенку не плохой факт, так как создает возможность последовательно воспитывать подрастающее поколение. Однако недовольство ребенком таким, каков он есть, вызывает у него ощущение, что он не ценен, нелюбим. Ребенок тратит много сил и времени, чтобы любыми средствами заставить родителей заниматься им.

Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое

Когда ребенок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-либо стоит, он впадает в необычное состояние. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекало бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу.

Взрослый играет чрезвычайно важную роль в становлении ребенка, в процессе освоения знаний, норм поведения. Особенности взаимодействия растущего человека и взрослого имеют громадное значение в социализации ребенка.

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает правильно или искаженно, как родители относятся к нему - избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет. Ребенок формирует свое отношение: любит ли он сам родителей такими, какие они есть, чувствует ли эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. Содержание его осмысления взаимодействий с родителями проявляется в его высказываниях, поступках, настроениях.

Определенным образом сложившиеся отношения могут помочь ребенку осознать, что он любим, и в то же время способствовать развитию пренебрежительного отношения к родителям и другим лицам. Чувство, что он не любим, может постепенно развиваться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителей, их неспособности включить детей в общие дела семьи. Дефицит любви, внимания со стороны родителей вызывает у ребенка сильное желание «приблизиться» к отцу и матери. Если отношения в семье и дальше не меняются и ребенок все больше удостоверяется в своей нелюбимости, он может прибегнуть к атакам своеобразной детской «мести».

Все эти изменения происходят не автоматически, а через осмысление происходящего ребенком. Они имеют свою логику, и помочь ребенку можно, лишь разобравшись, поняв, что происходит в чуткой детской душе, а не просто пресекая то поведение, которое нам не нравится.

Семья - ведущий фактор для личности ребенка, от которой во многом зависит дальнейшая судьба человека. Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, к оценке, особенно высказанной близкими людьми.

В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным и угрожающим. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и восприятия.

Публикации по теме:

Флешмоб к всемирному Дню ребенкаФлешмоб к всемирному Дню ребенка В воскресенье 20 ноября мы будем праздновать Всемирный день ребенка. К мероприятиям празднования Международного дня ребенка имеют отношение.

Развивающая книга для ребенкаРазвивающая книга для ребенка Фотоотчет «Развивающая книга для ребенка» В очередной раз хочу представить вам развивающую книгу для ребенка. Мастер класс по изготовлению.

Фотоотчет «Труд ребенка»Фотоотчет «Труд ребенка» Огромно влияние на воспитание ребенка оказывает труд «Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей. Труд способствует.

Индивидуальная выставка ребенкаИндивидуальная выставка ребенка — Лебедкин Тимофей. Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных.

Конспект НОД по ЗОЖ «Внутренние органы человека» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ЗОЖ в подготовительной к школе группе. Тема: «Внутренние органы человека» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста.

Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.

Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт)Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт) Лепка, как и игра, являются любимыми занятиями моих воспитанников. Открыв для себя однажды этот чудесный материал, о нем им трудно забыть,.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Стенгазета к Всемирному Дню ребенкаСтенгазета к Всемирному Дню ребенка В 1954 году Генеральная Ассамблея рекомендовала всем странам организовать и праздновать «Всемирного дня ребенка» как дня мирового братства.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Внутренние позиции ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чекаева Роза на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Внутренние позиции ребенка
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 10:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД