МААМ-картинки

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Наталья Янгулова
Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Публикация «Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Мы определили основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование».

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5. Развитие у детей умственных способностей:

-развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему.

Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность

детей по трем направлениям:

- Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.

- Человек функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

- Неживая природа; воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук. Также разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования :

- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

- Задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования.

-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Нами оборудован и постоянно оснащается познавательный центр

«ФИКСИКИ».

Основное оборудование лаборатории: - приборы — «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; -разные виды бумаги; -красители: гуашь, акварельные краски; - медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Требования к объектам опытов и экспериментов :

1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2. Безопасность объекта для детей.

3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считаю применение следующих приемов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Очень эффективной формой работы, исходя из практики работы, наряду с занятиями, являются представленные проекты и мини-проекты. Мини-проект «Экспериментирование с воздухом», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. Мини-проект «Неизвестная соль», позволил узнать о новых качествах соли, дети применяли её в разных нестандартных ситуациях — выращивали кристаллы, окрашивали соль и декорировали интерьер и многое другое. Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»). Мини-проект «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок».) В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2021 в 07:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Янгулова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД