Папки-передвижки

Влияние развивающей среды на речь детей дошкольного возраста

Елена Васильевна Алексеева
Влияние развивающей среды на речь детей дошкольного возраста

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы.

Публикация «Влияние развивающей среды на речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности. На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды можно выделить : речь педагога ДОУ; методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста; специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. Именно речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность, она является отражением внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности. Правильность речи – соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством речи педагога. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов.

Точность речи – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Речь точна, если она представляет собой именно то, что должно быть сказано. Логичность речи предполагает наличие в высказывании трех составляющих (начало, основная часть и конец высказывания).

Чистота речи – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Выразительность речи – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство речи – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Подбор методов и приемов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией.

Речевая компетенция – умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые и интонационные средства выразительности речи. Речевая компетенция ребенка предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие. Лексическая компетенция предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода. Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха. Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Монологическая компетенция предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп. Первая младшая группа и вторая младшая группа: организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого; организация контактов со сверстниками; организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек для развития инициативной речи; рассказы воспитателя с целью совершенствования эффективного слушания. Средняя группа : удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации; организация и пополнение уголка «интересных вещей» с целью развития инициативной речи; выслушивание детей, уточнение ответов; рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей). Старшая и подготовительная к школе группа: совершенствование речи как средства общения; целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания; организация деятельности в «уголке интересных вещей; создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ : создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Публикации по теме:

Создание развивающей среды «Вязаный пальчиковый театр» с детьми младшего дошкольного возрастаСоздание развивающей среды «Вязаный пальчиковый театр» с детьми младшего дошкольного возраста Пальчиковый театр представляет собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Известно, что благодаря.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста. Часть 1Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста. Часть 1 Добрый вечер,дорогие коллеги! Хочу поделиться с Вами идеями,которые были реализованы для моих малышей,чтобы сделать пребывание в группе.

Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть третья)Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть третья) .

Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть вторая)Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть вторая) Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть вторая)Макет Дороги "Наш поселок" / Уголок по ПДД Добрый.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Экологизация образовательной развивающей среды групп младшего дошкольного возрастаЭкологизация образовательной развивающей среды групп младшего дошкольного возраста Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развивающей среды на речь детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 мая 2023 в 16:30
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД