Лучший педагог года

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника.

галина рябчикова
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, наблюдениях в природе, на занятиях). Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, и, главное, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к родной природе.

Публикация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника,» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Дети младшего возраста могут прослеживать единичные связи, старшие дошкольники способны уже понимать зависимость жизни живого существа одновременно от ряда условий (например, растению, кроме воды, нужны тепло, свет, питательная почва; рыбы в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей воде, без света, корма и т. д.).

На основе представлений о взаимосвязях в природе, где у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе : интерес к ее познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающий ребенка, разнообразие приемов в работе педагога (продуманная организация наблюдений, труда, игры, обучения) – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата. Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с понимание ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Необходимым условием правильного организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию; ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе, природа и творчество человека». Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею.

Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и такая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе). Повеление ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же их бросают, мучают – «ласкают» котёнка и т. д.). Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознание чувства любви и гуманитарного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной форме (не рвать, не ломать, не топтать, а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Правила поведения в природе передается дошкольникам в конкретной жизненной ситуации, при помощи объяснения матери или отца, и в результате влияния художественной литературы. Как же организовать педагогическую работу в детском саду, чтобы каждый воспитатель сумел бы показать ребятам красоту родной природы и созидательный труд человека в ней. Целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволит сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде людей в ней.

Публикации по теме:

«Нравственное воспитание дошкольника». Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольника состоит в закреплении, углублении и расширении всего, того что они приобрели за весь предшествующий.

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» .

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи Оглавление: 1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3 2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника….с. 5.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и.

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» Р. Тагор На современном этапе развития нашего государства,.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем галина рябчикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника.
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 22:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД