МААМ-картинки

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Елена Гаранина
Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Публикация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» размещена в разделах

Развитие и совершенствование речи зависит от сформированности моторики пальцев рук. Сначала развивается мелкая моторика, а затем появляется артикуляция слогов. Если моторика пальцев не развита, то задерживается и речевое развитие детей.

Одним из видов деятельности, которое помогает развивать точность и координацию движений, а также воздействовать на интеллектуальное развитие детей и речь является оригами - (с японского «сложенная бумага») — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Во время занятий оригами дети учатся не только работать с бумагой, но и развивают пространственное воображение, учатся удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. С использованием оригами на занятиях развивается устная речь ребенка, она становится красивой и грамотной, дети начинают свободно общаться между собой и со взрослыми. На регулярных занятиях с применением техники оригами у детей происходит тренировка пальцев, которая ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания фигур из бумаги у детей расширяется и развивается словарный запас, они узнают много нового. Изготовляя игрушки способом оригами, у детей развивается диалогическая речь, так как во время занятий с детьми ведутся беседы, где обсуждаются различные вопросы. Также развивается монологическая речь : дети учатся описывать сделанную игрушку, вспоминают и рассказывают сказки с её участием. Кроме этого дети отвечают на вопросы — с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог и т. д. Помимо этого улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Таким образом, применение техники оригами в работе с детьми играет важную роль: не только расширяет кругозор детей, но и помогает сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить словарный запас.

Есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную инновационную педагогическую технологию речевого развития ребенка-дошкольника. Взаимосвязь этой технологии с основными приемами педагогической работы позволяет воспитанникам преодолеть трудности речевого развития на основе яркого творческого самовыражения.

Использование оригами благоприятно влияет на отдельные компоненты речи :

1. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

2. Звукопроизношение.

Произнесение слогов и слоговых сочетаний, слов - способствует расширению и обогащению речевого опыта, развивает артикуляционный аппарат, способствует выработке правильных артикуляционных укладов.

3. Развитие грамматического строя речи.

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое применение дидактических игр и упражнений с использованием техники оригами, является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи.

4. Обогащение и уточнение словаря.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании.

5. Развитие связной речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Можно разнообразить традиционные формы работы, использованием техники оригами.

6. Рассказ по сюжетной картине, выполненной с помощью техники оригами. Отмечено, что значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее — то есть конец рассказа.

Таким образом, изготовление оригами для детей является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Использование техники оригами действительно развивает способность работать руками, приучая к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, учит концентрации внимания, развивает пространственное воображение и, конечно же, развивает речь.

Мне, как педагогу, хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние оригами на развитие речи дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Гаранина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние оригами на развитие речи дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2024 в 14:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД