МААМ-картинки

Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка

Собакина Марина Николаевна
Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка

Особенно выраженной проблемой в современном мире является особая чувствительность детей к воздействию окружающей среды в критические периоды роста: в период внутриутробного развития ребенка, у новорожденных и детей младшего возраста.

Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Воздействие шума оказывает негативное влияние на весь растущий детский организм и на психику в частности : меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы, отчетливее повышается уровень страха.

Публикация «Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка» размещена в разделах

Негативное влияние на состояние мозга оказывает химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани, снижает ее функциональные характеристики, неблагоприятно воздействует на обмен веществ в мозге.

Особое место в различных психологических нарушениях у ребёнка играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, даже при невысоком уровне действие этот фактор порождает страх как у детей, так и у взрослых.

Усиливающаяся изоляция от естественной (природной) среды является ещё одним фактором, негативно действующим на организм ребёнка и особенно на его психику. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает ребёнка более агрессивным.

Не эмоциональными и малочувствительными к чужой боли становятся дети благодаря перенасыщением различной информацией, идущей с экранов телевидения, гаджетов. «Эмоциональный слух», то есть способность распознать настроение, состояние говорящего, хорошо развито только у 32% детей, что связано с деформацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной стороны, раздражения и гнева – с другой. Телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов, формирует ненормальное мировосприятие ребенка, который привыкает к сильным ощущениям. Так постепенно формируется психологическая нечувствительность к жестокости, а затем – и к добру, развивается агрессивность большая, чем у взрослых.

Нервная система ребёнка довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, но возможности ее не беспредельны. Мы сейчас находимся в ситуации, когда адаптивные возможности нашей психики отстают от возрастающих требований современной жизни.

При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально «глухим».

Снизить степень отражения негативных факторов на здоровье детей – прямая ответственность взрослых. Чем раньше начинается экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении. Ребенок существует в окружающей среде не как взрослый, он постоянно вступает с ней в диалог, среда говорит с ним многообразием своих элементов, а он отвечает ей разнообразием своей активности: наблюдательностью, изобретательностью, мышлением, фантазированием, эмоциональными переживаниями. Каждый взрослый, заглянув в себя, сможет вспомнить то самое, важное для их детства пространство. Многие могут описать улицу возле своего дома, бабушкин двор до мелочей — так, как будто они и сейчас стоят перед их глазами. Это ресурсные воспоминания, в которые человек часто возвращается на протяжении всей жизни.

Самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психологическое здоровье ребёнка - общение с природой.

Природа это не только безликая «окружающая среда», которая окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне. Взаимодействие с миром природы обладает большим психологопедагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?

Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с плохим сном.

Психотерапевтическая и реабилитационная функции. Взаимодействие ребёнка с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда советуют завести питомца. Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.

Эстетическая функция. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Например, в Китае 3,5 тыс. лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С 16 века —европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных, и спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли. Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.

Познавательная функция и функция общения. Как показывают наблюдения, некоторые дети, имеющие трудности в обучении, приводившие к внутреннему отказу от него, личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы, существенно повысилась самооценка, ребёнок легче социально адаптировался. Как показали исследования А. Маслоу, А. В. Петровского, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. Когда ребенок обустраивает аквариум, помогает папе строить скворечник, маме высаживать саженцы, он выступает в роли творца, создает «свой мир» и реализуется в собственном «мире». Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения. В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене. Практически все дети, у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных.

Окружающая среда находится в непрерывном взаимодействии с людьми, поэтому необходимо уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.

И прежде всего оно должно быть направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне, бережного использования природных ресурсов.

Публикации по теме:

5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды. В 1972 году, в ходе Стокгольмской конференции, была принята резолюция утвердившая праздник- Всемирный день охраны окружающей среды. Основная.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей средыБеседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

День защиты окружающей среды (фотоотчет)День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.

Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного телаПсихологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела (выступления на ГМО музыкальных руководителей) Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение.

Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды»Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды» Нашу Землю сегодня сотрясают экологические катастрофы: землетрясения, наводнения, ураганы. Эти явления не зависят от человека. Гневается.

Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды»Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» [Фотоотчёт экологической акции "Всемирный день защиты окружающей среды" Доброго времени суток уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет,.

Консультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей средыКонсультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей среды В России в декабре 2016 года стартовал социально – экологический Проект «Добрые крышечки». Подобные Акции проходят уже более чем в 40.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды».Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды». Цель : Формировать у детей понятие, что природа - это наш общий дом; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание её охранять;.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Собакина Марина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка
Опубликовано: 15 апреля 2023 в 18:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД