Папки-передвижки

Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Кайгородова Наталья Ивановна
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

В последние годы в России наблюдается рост числа детей с нарушениями развития речи. Эти отклонения связаны, главным образом, с плохими экологическими условиями и различными инфекциями. Проблема исправления речи становится все более актуальной. Учитывая, что речевые нарушения возникают в раннем возрасте, их необходимо выявлять и лечить как можно раньше.

Публикация «Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей с речевыми нарушениями наблюдается относительно сильное общее двигательное недоразвитие и также отклонения в развитии мелких движений пальцев рук, так как движения рук тесно связаны с речевыми функциями.

Регулярные упражнения для развития движений пальцев рук, в сочетании с поощрением развития речи, являются мощным средством для улучшения функционирования коры мозга. Способность к восприятию предметов в значительной степени зависит от развития движений рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам происходит завершение созревания соответствующих областей головного мозга и развитие мелких мышц кистей рук. Важно, чтобы ко времени достижения этого возраста у детей была подготовка к овладению новыми двигательными навыками.

Особое внимание уделяется использованию этого факта в работе с детьми, особенно с теми, у кого развитие речи замедлено. Для стимулирования развития речи часто используется тренировка движений пальцев рук. Это позволяет решить две задачи: во-первых, косвенно влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить его к освоению навыка письма, что поможет избежать множества проблем в школьном обучении.

Развитие мелкой моторики рук может осуществляться не только на специальных занятиях с логопедом, но и в других ситуациях. Есть несколько способов, которые могут помочь улучшить ручную моторику ребенка и координацию движений в целом.

Во-первых, использование физических упражнений и игр для совершенствования ручной моторики. Ребенка можно научить тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом необходимо следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения, но четко и выразительно.

Во-вторых, развитие ручной ловкости невозможно без освоения навыков самообслуживания. К 6-7 годам ребенок должен самостоятельно справляться с застегиванием и расстегиванием пуговиц, молний, пуговиц на обуви, а также завязыванием узлов на платке и т. д. Важно также вовлечение детей в выполнение повседневных задач, таких как сервировка стола, уборка игрушек и помещения и т. д. Эти ежедневные активности не только имеют высокую педагогическую ценность, но и являются отличным тренингом для пальцев рук.

В-третьих, разнообразные виды ручной деятельности существенно способствуют развитию тонкой ручной координации. Это может быть рисование, аппликация, лепка, конструирование из мелких деталей, выкладывание мозаики и счетных палочек, плетение, вышивание, вязание, горение. Все эти виды деятельности являются эффективными способами подготовки руки к письму. К пяти годам дети обладают достаточной точностью и согласованностью движений кистей, чтобы выполнять задания, требующие навыков письма.

Одно из направлений для развития руки – это игры со счетными палочками или спичками. В этих играх с использованием рифмованных стихов детям предлагается создавать фигурки из счетных палочек или спичек. Сначала они знакомятся с геометрическими формами, на основе которых строятся другие фигурки. Фигурки сопровождаются стихами, чтобы у ребенка возникали не только визуальные образы предметов, но и звуковая структура.

Большое значение в тренировке движений пальцев имеет также развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обводка фигур или предметов по шаблону, с использованием простого и цветного карандаша. Шаблоны содержат различные предметы, такие как фрукты, овощи, посуда, одежда, животные и т. д. Для штриховки можно использовать рисовальные книжки. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Пальчиковые игры и упражнения, используемые в логопедической практике.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2024 в 06:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД