Лучший педагог года

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста

Светлана Геннадьевна Куличева
Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста

Аннотация: В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Публикация «Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: познавательная потребность, дети дошкольного возраста, STEAM технологии, мышление

Появление в российской системе дошкольного образования STEAM технологий связано активно развивающимися технологиями в рамках Национальной технологической инициативы. В систему образования приходят цифровые образовательные решения, технологии 3D моделирования и прототипирования, робототехнического конструирования и другие. Термин STEM, появился в США и расшифровывался как: Science (наука); Technology (технологии); Engineering (инженерия); Mathematics (математика). Процесс реализации STEM подхода в дошкольном образовании показал необходимость включения методов, которые развивают такие важные качества дошкольников, как креативность, изобретательность. Появление в термине составляющей ARTS –искусство, в полной мере отражает сущность детского познания, ориентированного на творческое восприятие и преобразование мира. Под «искусством» в концепции чаще понимают развитие творческого восприятия, обучение основам моделирования и художественно-технического проектирования, что позволяет не только сделать образовательный процесс более разнообразным и насыщенным, но также дополнительно подтолкнуть учащихся к креативному решению поставленных задач. [1]

При анализе STEAM технологий в образовании важным является не только ориентация педагога на интеграцию разных областей наук и реализацию принципа метапредметности, а развитие способностей детей видеть проблему и решать образовательные задачи в совместной проектной деятельности. В этом контексте при апробации образовательных технологических решений в работе с дошкольниками, мы особое место отводим реализации подхода DO IT Yourself – сделай сам. Именно этот подход становится ключевым в выборе средств, методов и форм организации детской деятельности и развитии навыков будущего. Реализация STEAMS технологий на разных уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений жизненных проблем, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.

В современной ситуации развития дошкольного образования появляется достаточно большое количество образовательных решений (конструкторы, цифровые лаборатории, робототехнические наборы и игры, компьютерно-игровые комплексы и т. п., имеющие в своей основе ресурсные возможности технологий STEAMS. Задача воспитателя: увидеть эти возможности и применить в организации образовательной деятельности детей.

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве. У детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру. [2] Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать. Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах. Развитие познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир. Проблема воспитания познавательного интереса является актуальной в настоящее время. Педагогической наукой доказано, что нужно теоретически разобрать и осуществить ее на практике. [3] Проблема воспитания и развития познавательных интересов показывает естественную связь с организацией активной умственной деятельности, с целью роста познавательных процессов. М. Ф. Беляев утверждал, что в русской науке недостаточно уделяется внимание проблемам по развитию интереса. Теоретические исследования в таком аспекте проводили такие педагоги, как П. И. Груздев, М. А. Данилов, Б. И. Осипов, М. Н. Скаткин и др. Познавательный интерес рассматривали многие исследователи, такие как Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие. Самой проблеме познавательного интереса посвящены работы педагогов: К. Д. Ушинского В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова. Исследователи, утверждающие закономерности развития познавательного интереса : Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина, Ф. И. Фрадкина, Р. Д. Тригер. Все авторы с различных позиций рассматривают и определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, они подчеркивают важность этого феномена. Впрочем, неполно изучены источники развития и фундаментальные основы развития познавательного интереса. Точки зрения ученых расходятся.

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать конструирование, моделирование проектирование и робототехника. [4]

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEAM -технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.

Ведущая составляющая STEАM обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. [5] Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию : – LEGO-конструирование. Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов. – Математическое развитие. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

– Экспериментирование с живой и неживой природой. Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.

– Дидактическая система Ф. Фребеля; Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста

– Мультистудия «Я творю мир». Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия Я творю мир». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма[6]

Робототехника. Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования. [7] Следует заметить, что STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. [8] Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

Список использованных источников

1. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г. П. Антонова. – Мысль, 2017. – 124 с.

2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – СПб. : Речь, 2019. - 128с.

3. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

4. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М. : Просвещение, 2018. – 144 с.

5. Брыксина О. Ф. STEM - образование: дань моде или необходимость? / О. Ф. Брыксина // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2020 года) «Инфо-стратегия 2020: общество, государство, образование». – 2020. – №6.– С. 306-309.

6. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие / А. Г. Волостникова. – Свердловск, 2018. – 13 с.

7. Годунова, Е. А. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике / Е. А. Годунова [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php. (Дата обращения 30.10.2021)

8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2019.– 200 с.

9. Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 8. – С. 46-48.

10. Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования / Е. В. Червенко // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 266-267.

11. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / В. И. Турченко. - М. : Флинта, 2016. - 256 c.

12. STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 1. STEAMS практики в дошкольном образовании : [Сборник]/ сост. Е. К. Зенов. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 84 с.

[1] Годунова, Е. А. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике / Е. А. Годунова [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php. (Дата обращения 30.10.2021)

[2] Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования / Е. В. Червенко // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 266

[3] Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет. – Мысль, 2017. – С. 53

[4] Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб. : Речь, 2019. - С. 100

[5] Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. - М. : Флинта, 2016. - С. 95

[6] Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования / Е. В. Червенко // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 267.

[7] STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 1. STEAMS практики в дошкольном образовании : [Сборник]/ сост. Е. К. Зенов. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо», 2021. – С. 45

[8] Брыксина О. Ф. STEM - образование: дань моде или необходимость? // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2020 года) «Инфо-стратегия 2020: общество, государство, образование». – 2020. – №6.– С. 308

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Геннадьевна Куличева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 12:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД