Лучший педагог года

Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников

Наталия Митькова
Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников

"Влияние дидактической игры на математическое развитие детей»

Подготовила: воспитатель Митькова Наталия Александровна

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников» размещена в разделах

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, дети уже в дошкольном возрасте могут без напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

Игра в жизни ребенка значительно влияет на его физическое и умственное развитие. В игре ребенок легко и просто усваивает первые необходимые навыки для успешного развития его образного и аналитического мышления.

Игра – это необходимая потребность в жизни ребенка, а дидактическая игра необходима для образовательного процесса.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию мышления, памяти у детей, оказывают большое влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, взрослому нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Продуктивное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом лучше запоминают материал, намного увереннее в своих силах, легче привыкают к новой обстановке, значительно лучше подготовлены к обучению в школе. Большое значение в умственном развитии человека занимает математика. В математике заложены возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, многоаспектным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

В детском саду, должны быть разнообразные дидактические игры, соответствующие возрастным особенностям детей. Необходимость подбора разнообразных игр не означает, что надо иметь их большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не мотивируют у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Какие дидактические игры можно использовать при формировании элементарных математических представлений у детей.

1)Дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много». Используется для детей младшего дошкольного возраста

2)Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Чем старше становятся дети, тем более разнообразные фигуры могут находиться в мешочке.

3)Геометрическая мозаика. Цель: Развитие аналитического и логического мышления. Воспитатель раскладывает разрезанные геометрические фигуры. Задача детей составить геометрическую фигуру.

4)Игра «Круги и квадраты». Цель: Привить понимание о фигурах, цветах. Развитие коммуникативных навыков, быстрота реакций, ловкость. Воспитатель предлагает детям внимательно осмотреться и найти предметы в форме круга и квадрата, определить его цвет и размер (большой-маленький)

5) Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитатель задает вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросает мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, передавая мяч следующему игроку. Игра проходит в быстром темпе.

6)Играя в дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действия.

7)При помощи дидактических игр по ориентировке в пространстве и на себе, и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и так далее. К этой группе дидактических игр относится игра «Сложи узор» - Кубики Никитина.

Для начала можно просто рассматривать кубики вместе с детьми. Обращать внимание детей на то, в какие цвета они раскрашены, учить и закреплять цвета; считать кубики - учить понятие количества, формировать начальные навыки счета. Затем строить дорожки.

Когда дети смогут уверенно справляться и самостоятельно выкладывать дорожки одного цвета, предложите составлять разноцветные дорожки.

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала составляем узоры и порядок действия "как у меня", затем переходим к составлению узоров, предложенных в инструкции к игре «Сложи узор».

8)В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Особо развивает логическое мышления такая дидактическая игра, как "Блоки Дьенеша" Можно начинать занятия с ними уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Суть этой игры - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Используя эту игру, дети свободно ориентируются в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, они учатся вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

9)С целью развития у детей мышления, можно использовать различные игры и упражнения: на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

10) Так же можно использовать счетные палочки для составления геометрических фигур и преобразовании их. Это одно из самых простых заданий на логическое мышление. Дети без труда решают, если ежедневно упражнять их.

11)Настольная игра «Математические пазлы». Цель: Развить фантазию, пространственное мышление, запоминание чисел от 1 до 5 (10,20, логическое мышление, анализирование.

Ценным, на занятиях, которые построены на основе дидактических игр будет то, что они позволят ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр способствует усвоению элементарных математических представлений у дошкольников и благотворно влияет на повышение уровня математического развития детей.

При правильной организации педагогического образовательного процесса дидактическая игра развивает аналитическое мышление и делает акцент на концентрации внимания той или иной задачи. По средством дидактической игры углубляются познавательные процессы, активизируется процесс умственного развития, улучается память, а в комплексе ребенок запускает необходимые развивающие процессы для успешного образовательного процесса в целом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие математических представлений посредством дидактической игрыРазвитие математических представлений посредством дидактической игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Митькова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2022 в 10:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД