Папки-передвижки

Влияние дидактических игр на развитие связной речи

Алена Обухова
Влияние дидактических игр на развитие связной речи

Влияние дидактических игр на развитие связной речи.

Дошкольное детство- очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связной речи лежит основная, коммуникативная функция языка и речи.

Публикация «Влияние дидактических игр на развитие связной речи» размещена в разделах

Развитие речи ребенка связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным способам и средствам общения, действиям с предметами. Игра как ведущая деятельность ребенка имеет большое значение для умственного, нравственного, физического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр в дошкольной педагогике занимались А. М. Бородич, Е. И. Тихеева и др. Разносторонне изучены методы и приемы обучения дошкольников связной речи Е. А. Смирновой и О. С. Ушаковой, которые раскрывают возможность использования серии сюжетных картинок в развитии связной речи дошкольников. Возможность использования игрушки, предмета, наглядного пособия (дидактического материала) в процессе обучения дошкольников рассказыванию в своей работе описывает В. В. Гербова.

Что представляют собой дидактические игры?

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета». Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

Структурой дидактической игры являются :

Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).

• Игровые правила ( цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

В начале целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много; мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.

В ходе дидактических игр воспитатель развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы.

Дидактические игры проводятся как со всей группой,так и с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т, д.

С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.

Также большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик», В такие игры играют обычно 2—3 ребенка.

Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.

Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям. Когда он что-то объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Живость поведения, выразительность речи воспитателя усиливают также впечатления от новых и ярких игрушек или других предметов, которые используются на занятиях.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятия с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.

Как известно, дети начинают знакомиться с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его, на прогулке организует показ грузовой машины, в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему говорят: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т. д.», называют действия: «Беру утюг, глажу рубашечку». Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительное впечатления, но и улавливает на слух словесное обозначение этих впечатлений.

Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения, оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.

Формируя и совершенствуя работу по использованию дидактических игр в

обогащении и активизации словарного запаса детей, мы усложняем строение

мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через речевые дидактические

игры мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Я убедилась, для того, чтобы работа по использованию дидактических игр

в обогащении и активизации словарного запаса старших дошкольников была

эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:

Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать

немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается

многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка

проходит по нескольким разделам;

Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то

пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это

может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически

не в состоянии справиться с заданием;

Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и

упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав

варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей

детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо

постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем

должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также

может привести к негативизму.

В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми.

Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются

дидактические игры, которые дают наиболее значимый эффект.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну

из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте

игра- ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психологопедагогической работе, а не только в одной из областей.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние дидактических игр на развитие связной речи
Опубликовано: 15 октября 2020 в 13:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние дидактических игр на развитие связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Алена Обухова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД