Папки-передвижки

Вклад декабристов в развитие народного образования

Марина Клопкова
Вклад декабристов в развитие народного образования

Тема моей работы – вклад декабристов в развитие народного образования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что еще в XIX в. декабристы видели те недостатки в системе образования, которые мы находим и в настоящее время. Но главное, что у них был не просто теоретический интерес к вопросам педагогики, деятельность декабристов до восстания и после него, во время ссылки и жизни в Сибири свидетельствует о многих действиях для осуществления просветительских планов.

Публикация «Вклад декабристов в развитие народного образования» размещена в разделах

Ученические годы участников движения интересны и важны, но, к сожалению, этот период очень неполно отражен в сборниках документов и мемуарной литературе.

С историей декабризма тесно Морской кадетский корпус, 1-й и 2-й кадетские корпуса, Пажеский корпус, Московское училище колонновожатых, Московский университет и Царскосельский лицей. Обучение декабристов проходило в привилегированных учебных заведениях. Однако, как говорили сами декабристы, даже эти учебные заведения были затронуты «духом времени». В учебнике естественного права студенты читали о том, что законы должны быть одинаковыми для всех граждан. Однако противоречие с русской действительностью бросалось в глаза. Я могу сделать вывод, что юные декабристы в стенах своих учебных заведений не только обретали знания, но и проходили процесс воспитания важных человеческих качеств, здесь закладывались основы их активного социального поведения, что впоследствии привело их к педагогической деятельности.

В 1814–1815 гг. во время пребывания в Париже русские офицеры познакомились с ланкастерскими школами. После этого аналогичные школы для обучения солдат стали учреждаться в полках. Вероятно, первая из них была устроена в г. Мобеже. Союз Благоденствия основал легальный филиал – Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения. В 1819 г. была открыта Петербургская школа.

Ланкастерские школы имели большой успех и в правительственной сфере, и в обществе. Вместе с тем ланкастерское движение было политизировано декабристами. Эта пропагандистская деятельность декабристов в армии обратила на себя внимание командования и вызвала подозрительное отношение к школам у императора. Поэтому постепенно армейские ланкастерские школы стали закрываться.

После восстания 1825 г. декабристы были отправлены в Сибирь на исправление. Рассеянные по всей Сибири, они как будто составляли одно семейство, переписывались друг с другом, знали, где и в каком положении каждый из них находится. Всех их объединяло стремление донести до общества правду об истинных целях совершенного ими в 1825 г. В 1839 г. у большинства декабристов закончились каторжные сроки и их стали отправлять на поселения. Почти все декабристы по месту своей ссылки становились учителями. Однако сибирские чиновники видели в их лице лишь ссыльных государственных преступников. Поэтому смелая многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середины XIX века. Д. И. Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Созданные школы не просто способствовали развитию грамотности в Сибири, они представляли собой различные типы учебных заведений: общеобразовательные – для мальчиков и девочек, профессиональные – для взрослых людей, где наряду с грамотой обучавшийся получал навыки ремесел. Такую обширную программу трудно было осуществить местными силами без помощи государства, а декабристам это было под силу. Возможно, декабристы сами не ожидали, что внесут такой значительный вклад в развитие народного образования. Однако в глуши далекого сибирского захолустья декабристы пробили дорогу новым педагогическим веяниям. Важным в их деятельности было то, что они стремились не просто обучить детей местных жителей элементарным знаниям, а обеспечить полноценное образование с опорой на передовые идеи и с ориентацией на конкретные и очень широкие социальные потребности Сибири.

Как уже было сказано, декабристы выбрали ланкастерский метод как основу организации учебного процесса. Однако перед этим был проделан детальный анализ недостатков традиционной системы обучения. В традиционной системе обучения на учителя приходилось минимум 15 человек. У каждого ученика не было возможности двигаться собственным темпом. Подведения итогов чаще всего происходили в конце года. Для учителей было важно не качество знаний, а количество пройденных уроков. Дидактические новшества внедрять было трудно. При трудностях с дисциплиной использовали телесные наказания. В большей степени школа жила в отрыве от окружающей и общественной жизни. Поражает та глубина, с которой был выполнен анализ методов обучения неспециалистами в области педагогики. Недостатки школы, выделенные декабристами в первой четверти XIX в., остаются до сегодняшнего дня, что подчеркивает значимость изучения системы взаимного обучения для современной педагогической практики.

Задача метода взаимного обучения – как можно дешевле, быстрее и успешнее вооружить начальною грамотностью широкие массы трудящегося населения. Учителей было мало, ассигнования на нужды просвещения были крайне ничтожны, можно было добиться массового распространения грамотности при одном условии: привлекая к преподавательской работе наиболее способных и развитых учащихся. Отсюда основной принцип ланкастерской системы – каждый обучает каждого. В школах взаимного обучения не было классов и учителей в современном смысле слова. Школа являлась открытой системой, а не изолированной от окружающего мира.

В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов сильно изменилось. Прошел шок от поражения на Сенатской площади. В этой связи шел процесс дальнейшего развития просветительских идей в рамках декабристского мировоззрения. Именно просветительство стало для декабристов той основой, которая позволила после восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение. Для чего декабристы стремились сблизиться с народом? Они понимали необходимость привлечь народ к освободительному движению или, по крайней мере, добиться, чтобы народные массы понимали и поддерживали их освободительные идеи. А понимания и поддержки со стороны народа можно было достичь, как полагали декабристы, только путем общего подъема его культурного уровня.

Теперь обратимся к педагогическому процессу школы И. Д. Якушкина. По мысли И. Д. Якушкина, чтобы возбудить самостоятельное мышление и обеспечить возможность самостоятельного познания, необходимо направить внимание учащегося на конкретные явления окружающей природы. В этом рассуждении Якушкина обнаруживается передовая и смелая мысль представителя новой педагогики. Истины, почерпнутые, например, из геометрии, не могут стимулировать умственной самодеятельной работы учащегося. Нужно поставить ребенка лицом к лицу с окружающей природой, и он самостоятельным усилием творческой мысли выработает умение правильно образовывать и связывать понятия. Якушкин пользовался исключительно методами нравственного воздействия. Он занял определенную позицию по отношению к учащимся школы: он не изолировался от них, а постарался внешне и внутренне сблизиться со всеми школьниками. Старался воздействовать на учащихся не только своими воспитательными приемами, но и своей преподавательской работой. Ялуторовский опыт И. Д. Якушкина не был изолированным, единичным явлением. С одной стороны, он подхватывал оборванную нить Союза благоденствия и его революционных преемников, с другой – он связывался единством внутренней цели с сибирскими опытами других декабристов.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что практическая педагогическая деятельность были проникнуты верой в то, что простой народ по своим природным данным способен не менее других сословий к духовному росту и развитию. В образовательной деятельности декабристов огромную важность имеет сам феномен личности педагога. Люди, не имевшие специального педагогического образования, в большинстве своем не имевшие до этого и соответствующего опыта, к тому же пережившие тяжелое крушение своих прежних жизненных планов после восстания 1825 г. и попавшие в совершенно новую для себя социальную среду, добились значительных успехов в обучении и воспитании детей и заслужили любовь своих учеников и многих других жителей Сибири.

Я считаю, что метод взаимного обучения декабристов можно использовать и в современной школе. Такой метод обучения позволит старшим или более сильным ученикам осуществлять объяснение материала слабым или младшим школьникам на доступном уровне, поскольку разница в возрасте и интеллектуальном развитии не слишком велика. Также роль «старших наставников» будет стимулировать учеников к самообразованию, т. к. они будут чувствовать возложенную на них ответственность и доверие со стороны взрослых. В целом, с позиции учителя они будут осваивать те знания, которые не стали бы или не смогли бы усвоить с позиции ребенка. При этом важно отметить, что передача знаний и умений младшим ученикам должна осуществляться под общим и обязательным руководством учителя.

Подводя итог, я прихожу к выводу, что декабристы были революционерами не только в политическом плане, но и в деле народного просвещения.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Фотоотчет об экологической акции «Наш личный вклад в дело сохранения природы и окружающей среды!»Фотоотчет об экологической акции «Наш личный вклад в дело сохранения природы и окружающей среды!» 2017 год - год Экологии. С трудом погода все же налаживается и становится теплее. Люди стали чаще пользоваться пластиковыми бутылками с.

Фотоотчет о проведении тематического дня «День народного единства» с детьми средней группы ко Дню народного единстваФотоотчет о проведении тематического дня «День народного единства» с детьми средней группы ко Дню народного единства Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступил последний осенний месяц - ноябрь. 4 ноября все жители нашей страны отмечают замечательный.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAMМой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМВ четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал.

Мой вклад в программу «Музыка для всех»Мой вклад в программу «Музыка для всех» Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Новый вклад в кукурузное одеяло-покрывалоНовый вклад в кукурузное одеяло-покрывало Называется - не удержалась! Не вам рассказывать, уважаемые коллеги и дорогие друзья, что такое чешутся руки, когда вокруг столько мастериц.

Праздник «Дружба народов», посвященный Дню народного единства. Выставка ко Дню народного единстваПраздник «Дружба народов», посвященный Дню народного единства. Выставка ко Дню народного единства Цель: Воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурой и обычаями народов России. Задачи: • Приобщить детей.

Сценарий праздника для детей «Мультфильмы детства — вклад бесценный», посвящённого Международному Дню анимацииСценарий праздника для детей «Мультфильмы детства — вклад бесценный», посвящённого Международному Дню анимации Цели: - Создание благоприятного эмоционального состояния у воспитанников обучающихся по средствам активизации познавательной, двигательной.

Тематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единстваТематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единства Тематические дни - как форма современного образования в детском саду. День народного единства. Развитие системы дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вклад декабристов в развитие народного образования
Опубликовано: 5 июня 2023 в 23:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД