МААМ-картинки

Консультация «Вестибулярная система»

ольга литвиненко
Консультация «Вестибулярная система»

Вестибулярная система является органом равновесия и играет ведущую роль в ориентации человека в пространстве. Вестибулярная сенсорная система сообщает нам о том, где находится верх, где низ, и о том, как наше тело расположено в пространстве: вертикально или горизонтально. Она также говорит о том, как расположены наши тело и голова по отношению к поверхности земли.

Публикация «Консультация „Вестибулярная система“» размещена в разделах

Вестибулярные ощущения говорят нам о том, двигаемся мы или находимся в неподвижном состоянии, а также двигаются ли окружающие нам предметы или находятся в состоянии покоя по отношению к нашему телу. Вестибулярные ощущения также информируют нас, в каком направлении и как быстро мы двигаемся. Это чрезвычайно важная информация, которая подсказывает, нужно ли двигаться быстрее!

Термин «вестибулярный аппарат» относится к периферическим структурам вестибулярной системы, которые находятся во внутреннем ухе, в которых происходит определение того, что тело находится в движении или куда поворачивается голова.

В качестве примера, как это работает : встаньте и повернитесь вокруг своей оси раз или два. Чувствуете лёгкое головокружение? Наверняка. Ваша вестибулярная система немедленно сообщает вам, когда уже хватит кружиться и стоит прекратить эти вращательные движения.

Роль вестибулярного восприятия, а именно, вестибулярной информации, поступающей в головной мозг, трудно переоценить. Она необходима для формирования поступательно-моторной программы, а именно в период первых самостоятельных движений, будь то движения глаз или удержание головы и т. д. Она необходима при управлении мелкой моторикой, стабилизации положения головы и тела. В когнитивном развитии (это когда происходит развитие всех мыслительных процессов, таких как память, восприятие, воображение, логика) она необходима при формировании ощущения себя в пространстве, при формировании способности к обучению, чтению и письму. Так же недостаточное развитие вестибулярной системы оказывает значительное влияние и на речевое развитие.

Поведенческие проявление утраты или потери вестибулярной функции могут выражаться в следующих проявлениях: ребенок может плакать, если его берут на руки или убаюкивают; ребенку может не нравится, если его перемещают; ребенок может быть раздражительным; ребенок не принимает участия в общих играх: стоит в стороне, живет в собственном мире, может быть агрессивным; ребенок быстро устает, любит лежать, не любит внимания к себе. Во время движения ребенок фиксирует голову и тело, как бы «застывает», избегая нарушения равновесия. Также может проявляться в нарушении двигательных передвижениях. Ребенок либо ограничивает свою сенсомоторную активность, либо, наоборот, не осознает риска для жизни, постоянно попадает в сложные ситуации, становится неуправляемым, буйным, агрессивным

Для того чтобы правильно выстроить коррекционую работу нам необходимо правильно простимулировать работу вестибулярной сенсорной системы. Существует два вида нарушений которые, как правило, влияют на обучение в целом и поведение ребенка:

Если ребенок слишком чувствителен (гиперчувствительность) к движению: ОВЧ

- боится встать на ступеньки эскалатора

-боится кататься на качелях и на горках

-не переносит езду в автомобиле - укачивает

- проблемы с тем, что бы остановиться быстро или во время движения

- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле.

-проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

Если ребё нок имеет пониженную чувствительность к движению: (гипочувствительность) ОНЧ-

- дети-любители острых ощущений: они без конца добираются на самые высокие поверхности, висят вниз головой, бегают-прыгают. Эти дети могут больше и дольше всех выполнять активные упражнения

- потребность раскачиваться, качаться, вращаться

- бег и мотание туда – сюда без определенной направленности.

Однако, это не значит, что необходимо посадить ребенка на карусель и кружить его до «не могу», в этом случае никакой стимуляции не происходит. Вестибулярный аппарат через определенное количество раз, перестает реагировать на идущие к нему импульсы. Поэтому, для стимуляции вестибулярного аппарата, нам необходимо постоянно менять, скорость движения, направления движения и т. д. Таким образом, вестибулярный аппарат будет постоянно включен в процесс стимуляции, а соответственно, более качественно реагировать и обрабатывать вестибулярные сигналы.

Все эти проблемы мешают быть детям организованными на занятиях и для преодоления нарушений вестибулярной системы мы для детей с разной чувствительностью подобрали серию упражнений + имеющие дидактическую нагрузку.

Методы помощи

ОНЧ — занимайтесь тренировкой вестибулярного аппарата (используйте игрушечные лошади - качалки, качели, карусели, игры в мяч, поднимайтесь по лестнице, ходите по

бордюрам)

- если у ребенка имеется гиперчувствительность вестибулярной системы то выполнение каких либо упражнений, для формирования определенных навыков, значительно затруднено. В этот момент, находясь в состоянии страха, мозг решает другие задачи. Любое перемещение: полностью тела или отдельно руки, или поворот головы, воспринимается ребенком как угроза. Однако, если выполнять определенные упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, это поможет ребенку быстрее адаптироваться к новому положению, а значит быстрее обрабатывать вестибулярные импульсы. Так же, в некоторых случаях, это может быть поиск, определенной амплитуды или же временного промежутка выполнения задания, точнее его скорости, что позволит ребенку, то есть, его мозгу, успевать обрабатывать вестибулярные сигналы, а следовательно и выдавать адаптивный ответ.

ОВЧ - разделяйте занятия на мелкие, более легкие задания,

- используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

- дети, с ОВЧ вестибулярного аппарата, воспринимают вестибулярную информацию только усиленную. Отсюда и желание забраться повыше и раскрутиться посильнее. Ведь именно в такой ситуации вестибулярный аппарат полноценно получает сигналы. А низкие сигналы – незначительное перемещение в пространстве – не отслеживаются. Следовательно, основной задачей будет научить ребенка распознавать самые незначительные изменения тела в пространстве. Это позволит ребенку более качественно управлять своим телом как инструментом для достижения конкретной цели.

Самое важное : тщательный выбор занятий и силы воздействия на сенсорную систему ребенка, методы и приемы не должны ни в коем случае наносить вред ребенку. Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения.

Например:

вестибулярные импульсы особенно сильно влияют на мозг, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например, дыхания и сердцебиения; неспособность мозга обрабатывать вестибулярные импульсы может привести к дезорганизации, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним, поэтому не рекомендуется подвергать ребенка целенаправленным вестибулярным нагрузкам;

Публикации по теме:

Готовимся к аттестации. Моя методическая системаГотовимся к аттестации. Моя методическая система Моя методическая система направлена на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста. Вопрос развития речи и мелкой.

Конспект занятия «Дружная семейка — солнечная система» Цель: Дать первоначальные представления о солнце (огромная раскаленная звезда, о его размерах; о строении Солнечной системы. Материал:.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Наглядное пособие «Солнечная система»Наглядное пособие «Солнечная система» Наглядное пособие "Солнечная система" Здравствуйте коллеги! Вчера прошел день Космонавтики и накануне я изготовила наглядное пособие "Солнечная.

НОД на тему «Солнечная система» в старшей группеНОД на тему «Солнечная система» в старшей группе Цели: закрепить умения работать с пластилином, шаблонами, стекой, приемы изготовления из пластилина мелких деталей; научить изготавливать.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система занятий по рисованию животных на год в старшей группеСистема занятий по рисованию животных на год в старшей группе Великий французкий просветитель 18 века Дени Дидро говорил:"Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла.

Коллажи «Солнечная система». ФотоотчетКоллажи «Солнечная система». Фотоотчет В канун Дня космонавтики мы с детьми побывали в «кинозале» нашего детского сада (расположенного в одной из частей нашего музыкального зала,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Консультация «Вестибулярная система» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ольга литвиненко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Вестибулярная система»
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 18:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД