Лучший педагог года

Вечер развлечения «Мы играть не устаем. Народные праздники и игры»

Вера Криставчук
Вечер развлечения «Мы играть не устаем. Народные праздники и игры»

Мы играть не устаем.

Вечер развлечений в подготовительной к школе группе.

Задачи:

Воспитывать интерес к национальным особенностям своей страны, к народным традициям, к корням русской культуры, к народным играм, праздникам.

Развивать силу, ловкость, выносливость, смекалку.

Тренировать память, мышление, внимание.

Публикация «Вечер развлечения „Мы играть не устаем, Народные праздники и игры“» размещена в разделах

Расширять словарный запас, круг знаний о мире людей и природы.

Развивать коммуникативные способности, речевые навыки, умение выразительно вести диалог.

Развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Словарь:

Масленица, Святки, Колядки, солнцеворот, солнцестояние, лен, полотно, игрища, крестьяне, лапти, лыко, колода, рожь, овес, пшеница, гречиха, и др.

Оборудование:

Декорация: деревенский домик, плетень; прялка с льняными волокнами, льняная ткань, оборудование для катания яиц с горки. Декорации в виде березок перевитых для обряда «кумление», венок, ленты; выставка иллюстраций с изображением праздничных игр; деревянное корытце, сечка для измельчения капусты, кочан капусты, шапочка козлика, меховая жилетка, пирожки с капустой для сюрпризного момента «упакованные» в кочан капусты.

Предшествующая работа:

в течение года были проведены беседы с детьми о жизни людей в далекой старине; знакомство с некоторыми обычаями того времени, нелегким сельскохозяйственным трудом; рассматривание иллюстраций; разучивание народных игр, потешек, поговорок, загадок, примет; наблюдения за циклом солнцеворота: самые короткие дни и длинные ночи (зимнее солнцестояние, летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие и т. д.

Ход мероприятия

Дети в русских народных костюмах входят под народную мелодию в зал, садятся на стульчики.

Ведущая: Какие же вы все сегодня, дети, красивые да нарядные! По какому поводу вы здесь собрались?

Ребенок: А собрались мы поиграть да про русские праздники рассказать.

Ведущий: Ребята, а ведь я когда то, как вы ходила в детский сад. Со своей воспитательницей мы играли в разные народные игры, да еще бабушка мне рассказывала, в какие игры они в детстве играли. Я с удовольствием своими знаниями о русских народных играх и праздниках поделюсь с вами и поиграю.

Ведущий: Дети, как вы думаете, в давнюю-давнюю старину, когда еще люди не придумали деньги, были магазины? Можно было купить хлеб, пряники, одежду, обувь и предметы для ведения хозяйства – домашнюю утварь?

Дети: Нет, люди все выращивали сами на полях, на огородах. А одежду, обувь и домашнюю утварь мастерили своими руками.

Ведущий: Ребятки, а чтобы все необходимое было в хозяйстве, нужно землю вспахать, посеять рожь, пшеницу, овес, гречиху. А для чего это было нужно людям?

Дети: Для хлеба и каши.

Ведущий: А лен для чего выращивали?

Дети: Чтобы напрясть нитки, соткать полотно и сшить одежду.

Ведущий: Крестьяне сеяли овощи и зерновые. Все лето за посевами ухаживали, в конце лета и осенью убрали урожай. Как вы думаете: легко было деревенским жителям?

Дети: Нет. Труд был нелегким, и трудились сельские жители каждый день.

Ведущий: А какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: «Мастера по работе видно».

«Делу время - потехе час».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«С песней дело спорится».

«Сделал дело - гуляй смело».

Ведущий: Хорошие пословицы. Трудиться приходилось с утра до вечера. А когда кончался трудовой день, открывали тяжелые сундуки, доставали праздничную одежду и шли на игрища: песни петь, плясать да в игры играть. А праздников было много. Некоторые из них мы и сейчас отмечаем: Рождество, Пасха, Масленица, а некоторые старинные праздники со временем люди забыли. Вот мы попробуем с вами их вспомнить. Все крупные праздники в старинном календаре были связаны в первую очередь с круговоротом солнца.

В день зимнего солнцестояния, когда дни становились короткими, а ночи длинными, солнце заканчивало свой круг, люди думали, что солнце умирает. Они ждали рождения солнца и праздновали его нарождение – Колядки. В это время принято было за небольшие дары колядовать – восхвалять хозяев дома (в который входили колядующие, желать благоденствия им. Хозяева одаривали, угощали ребятишек сладостями, помните, у нас в детском саду мы играли в Колядки. А молодежь в эти святые вечера гадали, наряжались в шкуры, изображая разных животных, среди них были люди в масках петуха, козы. Мы с вами нарядим в костюм козлика и поиграем в народную игру «Пошел козел по лесу».

Игра «Пошел козел по лесу»

Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Ведущий: Очень весело в старину встречали Масленицу. Когда наступал день весеннего равноденствия, (день был равен ночи, праздновали проводы зимы и поворот к весне. Давайте, вспомним, как мы встречали дорогую гостью.

Дети поют народную песенку:

Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся.

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Ведущий: А помните, как проходил праздник у нас в детском саду?

Дети: Прощались с зимой, сжигали Масленицу, катались на лошадке, играли, веселились, кушали блины с чаем из самовара.

Ведущий: Дети, а вы не подскажете, почему люди в этот праздник пекли блины? (Похожи блины на солнце). Правильно, все очень ждали тепла, солнышка и зазывали его и прославляли таким образом. А почему же сжигали Масленицу? (Прощались с зимой и со всем плохим, что произошло в холодное время года). Я предлагаю поиграть в «Горелки». В старину играли в «Горелки» на Масленицу.

Игра «Горелки».

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!

Ведущий: После Масленицы наступал долгий строгий пост (запрещалось веселиться и кушать молочные и мясные продукты, необходимо было очиститься к приходу весны – к возрождению солнца. После поста люди радостно встречали Воскресение Христово – Пасху. Считалось, что к этому празднику окончательно побеждала весна. Дети кушали крашеные яйца, дарили друг другу, катали их с горки. (Мальчики демонстрируют эту игру.)

Яйцо – это символ зарождения новой жизни, обновления природы весной. Существовало поверье, что на Пасху солнце играет, покачивается, как на волнах. Многие старались подкараулить это мгновение. Дети часто пели народные песенки:

Дети:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

Ведущий: Предлагаю поиграть.

Игра «Солнышко ведрышко».

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

(Дети идут вокруг Солнца).

Солнце-ведущий кричит: «Горячо!» (Ловит детей).

Ведущий: На Пасху примечали:

Дети: 1) На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.

2) На Святой дождь – добрая рожь.

3) На Святой гром – к урожаю.

4) Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое.

Ведущий: С наступлением весны взрослые и старшие дети уходили работать в поле, а в деревне оставались только малые дети да старые бабушки и дедушки, которые приглядывали за ребятишками, рассказывали им сказки, небылицы и прибаутки.

Дети:

Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон

Лошадь погоняет мужика кнутом.

- Федул, чего губы надул?

- Кафтан прожег.

- Починить можно?

- Да иглы нет.

- Велика ли дыра?

- Остались ворот да рукава.

- Тит, иди рожь молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди кашу есть.

- Где моя большая ложка?

Ведущий: А через семь недель после Пасхи, перед летним солнцестоянием в воскресенье праздновали Троицу. Этот праздник открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем березкой. Это женский праздник. (Девочки демонстрируют обряд кумления, дарят ленточки друг другу.) Но как только становилось тепло, выходили ребятишки на улицу. И тут начинались разные игры.

Игра «Коршун».

(Сидит Коршун, дети гуськом за Наседкой вокруг него ходят.)

Наседка: Вокруг Коршуна хожу,

Я на Коршуна гляжу.

Наседка останавливается и спрашивает:

- Коршун, что делаешь?

- Ямочку рою.

- Зачем тебе ямочка?

- Денежку ищу.

- Зачем тебе денежка?

- Иголку купить.

- Зачем тебе иголка?

- Мешочек сшить.

- Зачем тебе мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем тебе камешки?

- В твоих детей шуркать-буркать.

- За что?

- Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы сделал забор выше, а коли, не умеешь, так лови их.

(Коршун вскакивает и старается поймать последнего цыпленка, а наседка защищает своих цыплят).

Игра «Ручеек - журчалочка»

Ручеек – журчалочка, пой, пой, пой. (Дети идут по кругу)

Завертелась палочка – стой, стой, стой

Козочка копытцами брык, брык, брык (Движения по, тексту)

Хорошо напиться бы прыг, прыг, прыг

Окунула мордочку – хлюп, хлюп, хлюп.

А пастух на жердочке туп, туп, туп.

Достает он дудочку – пой, пой, пой.

Пастух: Уходи-ка, козочка, ты домой.

Козочка: Меня домой ты не гони,

А вот возьми и догони.

Ведущий: Осенью, 9 сентября, когда заканчивалась жатва, праздновали оспожники - Осенины. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле за собранный урожай. Вторые Осенины отмечали 21 сентября в день осеннего равноденствия, праздник урожая, сопровождали играми и песнями. А на Воздвиженье, 27 сентября, собирались на капустные вечерки. Хозяйка приглашала молодежь:

Хозяйка: Ой, вы гости дорогие,

Девки красные и парни удалые,

Приходите пособить

Да капусту порубить

Не толпитесь на крылечке,

Проходите ближе к печке.

Будет весело у нас

Где работа, там и пляс.

Все дружно заготавливали капусту на зиму (демонстрирует, как рубили капусту в деревянном корытце). Покажите-ка, ребятки, как вы умеете засаливать капусту.

Игра пальчиковая «Мы капусту рубим».

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем

Мы капусту солим

И капусту жмем.

Хозяйка: Когда работа заканчивалась, начинались игры да забавы.

А загадать ли вам, детки,

Да пять загадок, да пять мудреных?

- Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста).

- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

- Не шит, не кроен, а весь в рубцах. (Кочан).

- Красный сапог в земле торчит, огнем горит. (Свекла).

- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

- Заплатка на заплатке иголкой не сшиты. (Капуста).

Ведущий: А какой хоровод мы с вами заведем!

Хоровод «Завивание капустоньки».

(Хоровод заводится в спираль).

Сею-вею капустоньку,

Завивайся, белый кочешок,

Как мне, капустоньке, не виться,

Серой-белой не ломиться,

Вечерняя капустонька,

Вечерняя белая,

Дождик льет-поливает,

Серую-белую ломает,

Хоровод набирает.

Сею-вею капустоньку,

Развивайся, белый кочешок.

(Когда завьется хоровод спиралью, ведущая притопывает ногой, все дети поднимают руки воротиками. Хоровод выводится через воротики).

Ведущий: Ой, ребятки, какой кочан капусты завился! Посмотрите: (Демонстрирует кочан-сюрприз). Да он непростой! Что же в нем?

Дети: Пирожки капустные

Румяные да вкусные!

Мы их в группу возьмем

Да чайку с пирожками попьем!

Ведущий: Вот, ребятки, мы с вами совершили путешествие: начали с зарождения солнышка и добрались до поздней осени, когда ночи снова становятся длинными, а дни короткими. А в конце декабря снова наступит день зимнего солнцестояния и все повторится по кругу.

Поиграли мы с вами в разные народные игры, устали. После путешествия в давние времена самое время подкрепиться вкусными пирожками с чаем.

Литература:

1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы /Сост. В. Г. Дмитриева. – Москва: АСТ, 2013. 255 с. : ил. – (АКМ).

2. Знакомство с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. Сост. А. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 400 с, ил. ISBN 5-89814-107-3

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006.

4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду – М. ТЦ Сфера, 2006 – 320с. –ISBN 5-89144-658-8

5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. 96 с.

6. Лугнина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. - М. : ЦГЛ, 2005. -128 с.

7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. З. Я. Рез. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990 – 420 с. : ил. – ISBN 5-09-001646-1

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Эти праздники народные»Дидактическая игра «Эти праздники народные» Целью образования безусловно является приобщение детей к истории, этнокультуре, родному языку. Знакомство детей с народными традициями развивает.

Народные праздники в ДОУ Народные праздники в ДОУ «…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что.

Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси»Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Народные праздники на Руси Тема проекта: Народные праздники на Руси. «Масленица и пасха в детском саду» Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, обучающий.

Народные праздники в детском саду «Пасха»Народные праздники в детском саду «Пасха» В методической литературе можно найти разнообразные издания на тему использования различных форм работы по развитию речевых навыков детей.

Народные праздники в ДОУ Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают.

Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.» К. Д. Ушинский Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа,.

Сценарий развлечения для детей подготовительной, старшей группы «Игры-забавы «Народные традиции» Сценарий развлечения для детей подготовительной, старшей группы. Тема: Игры-забавы «Народные традиции» Цель :Развитие эмоциональной стороны.

Сценарий развлечения во второй младшей группе «Дети и родители помнят и знают народные игры» Сценарий проведения развлечения в группе «Ромашка» «Дети и родители помнят и знают народные игры». Воспитатель: Султанова Ю. К. Актуальность:.

Сценарий зимнего развлечения для детей подготовительной группы «Русские народные игры» Цель: Знакомить детей с русскими народными играми. Задачи: 1. Продолжить знакомить детей со старинными русскими играми; способствовать укреплению.

Библиотека изображений:

Публикация Вечер развлечения «Мы играть не устаем. Народные праздники и игры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вера Криставчук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Вечер развлечения «Мы играть не устаем. Народные праздники и игры»
Опубликовано: 17 августа 2018 в 10:38
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД