МААМ-картинки

Занятие «В гости к Городецким мастерам»

Лысенко Ирина Николаевна
Занятие «В гости к Городецким мастерам»

Тема: «В гости к Городецким мастерам».

1. Сегодня вместе с Таней и Ваней мы отправимся с вами в гости на небольшую реку Узол (покажите по карте). Места там лесные. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. Что же делали люди из дерева? И дома, и мебель, и посуду, и игрушки, и прялки.

Публикация «Занятие „В гости к Городецким мастерам“» размещена в разделах

2. В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили ее этому с малолетства.

Мать учила дочек. Дочери пели и повторяли движения матери:

- Уж я сеяла, сеяла ленок Ты удайся, удайся, ленок!

Я сеяла, приговаривала, Ты удайся, мой беленький ленок!

Чеботами приколачивала: Лен, мой лен!

Белый лен.

(Дети, повторяя слова воспитателя, делают те же движения.)

Осенью выходили женщины в поле и дергали лен. Много было с ним хлопот, и в конце концов превращался он в пряжу, мягкую и шелковистую.

Наступила зима. Собирались женщины со всего села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли. Как вы думаете, почему пряли именно зимой? Во-первых, к этому времени поспевал лен, во-вторых, летом на это не было времени: очень много работы было на огороде, в поле, в саду.

- Помните слова из сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»?

- Кто ее написал? (А. С. Пушкин)

- Как она называется? (Сказка о царе Салтане)

Сидели девицы, держали в левой руке веретено и крутили его между пальцами.

Веретено – это гладкая с заостренными концами палочка.

И крутилось, и жужжало веретено, и выходила из льныной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, песни пели или старые бабушкины сказки рассказывали. (Можно дать детям послушать запись старых русских песен.)

- А помните вы еще одну сказку, в которой жизнь королевской дочери зависела от веретена?

- Как эта сказка называется?

- Что предсказала колдунья?

Колдунья знала, что прядут в каждом доме, и рано или поздно девочка должна будет взять в руки веретено.

- Чем заканчивается сказка?

Ближе к весне из ниток начинали ткать полотно. Каждой девушке на приданое полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовой тканью было еще много хлопот.

Зимой ткань расстилали на снегу и морозили.

Весной раскладывали на травке, на солнышке и сбрызгивали водой. И превращалась она из серой в белую.

- Как вы думаете, какую жену себе выберет молодой парень – ленивицу или рукодельницу?

- Как вы понимаете слово «рукодельница»?

- А как мог парень узнать, ленива или трудолюбива девушка?

Пройтись весной и посмотреть на разложенные на траве полотна. Чем больше ткани, тем старательнее девушка. И вот ходили молодые ребята и смотрели на это, прежде чем выбрать себе жену.

Как видите, прялки действительно были совершенно необходимы в каждом доме. Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом. Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что каждая вещь должна быть красивой, радовать глаз.

Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекала внимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, прялка частенько переходила по наследству – от матери или бабки.

- Что же представляет из себя прялка? Это плоское донце, из которого как бы вырастает ножка с расширяющейся кверху лопастью. К внутренней стороне лопасти привязывали пряжу, которая полностью ее закрывала.

Поэтому внутреннюю сторону лопасти пости не расписавали. Наружную сторону, напротив, всегда тщательно украшали. На прялках, что одна другой лучше, то сказочная птица красуется, то невиданные цветы распускаются… Каждое из этих изображений – символический образ.

Так, птицы, сидящие на кусте, не просто павлин с павлушею. Это образ мужа с женой, алый цветы – дети их малые, а сказочные сады, среди которых они находятся, - мечта о райской жизни.

Когда на прялке не работали, ее расписную часть вешали на стену, как украшение.

Публикации по теме:

«Гости из Кукляндии». Итоговое занятие проекта «Кукла» Видео«Гости из Кукляндии». Итоговое занятие проекта «Кукла» Видео Не так давно у нас в саду завершился проект "Кукла", начало которого было ознаменовано изготовлением кукол-кувадок и участием в миротворческой.

«Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО«Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО «Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО Цель: расписание шаблона декоративной досточки городецкой росписью. Задачи:.

ОД по аппликации «Поможем мастерам игрушек сшить слонёнка» с детьми 4–х летОД по аппликации «Поможем мастерам игрушек сшить слонёнка» с детьми 4–х лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Тематическое занятие «В гости к народам Урала»Тематическое занятие «В гости к народам Урала» Тематическое занятие на тему: "В гости к народам Урала" прошло очень хорошо! К первым, к кому мы с ребятами отправились в гости, были.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «В гости к Лесовичку»Интегрированное занятие в подготовительной группе «В гости к Лесовичку» Ход занятия: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро.

Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке»Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке» Доминирующая образовательная область Речевое развитие Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, продуктивная.

Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости»Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости» Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости" Разработала: Колесникова Е. В. Цель: реализация новых форм взаимодействия.

Проект по художественно-эстетическому развитию «В гости к Дымковским мастерам» в старшей группеПроект по художественно-эстетическому развитию «В гости к Дымковским мастерам» в старшей группе Вид проекта: познавательно-творческий. Направление: художественно-эстетическое развитие. Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы.

Театрализованное занятие по экологической тропинке: «В гости к берёзке»Театрализованное занятие по экологической тропинке: «В гости к берёзке» Тема : " Праздник дерева " Задачи: - познакомить детей с особенностями русской красавицы ; - формировать представления о взаимосвязи растений.

Занятие «В гости к Айболиту» Цель: закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья.

Автор публикации:
Занятие «В гости к Городецким мастерам»
Опубликовано: 15 января 2023 в 23:54
+7Карма+ Голосовать

Приоритетная юридическая информация: публикация «Занятие «В гости к Городецким мастерам»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лысенко Ирина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.
Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД