Папки-передвижки

Увлекательное чтение дома

Татьяна Щербакова
Увлекательное чтение дома

«ЧИТАЮЩАЯ МАМА-ЧИТАЮЩАЯ СТРАНА»

Работу подготовила:

Щербакова Татьяна Юрьевна,

воспитатель МБ ДОУ дс№4 с. Белая Глина

ВВЕДЕНИЕ

Самый лучший наш друг- это книга. Нет ничего увлекательней, замечательнее книги. Чтобы много знать, надо много читать. Очень большую роль играет книга в воспитании детей. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Цель:

Публикация «Увлекательное чтение дома» размещена в разделах

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания детей младшего возраста, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

1.1 Чтение-это важно.

В истории русской культуры литература для детей занимала почётное место- именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники. С детства памятны нам сказки В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, А. Н. Афанасьева, Д. Н. Мамина- Сибиряка. Это наши воспитатели, хранители национальных традиций. Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли интерес, превратится ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Я думаю, что все родители хотели бы, чтобы их ребёнок научился быстро и выразительно читать. Изменить отношение детей к чтению в лучшую сторону можно в том случае, если ребёнок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного.

1.2 Роль семьи в формировании отношения к книге.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. 2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навыки чтения. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия». Семейное чтение развивает интерес к нему у детей И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей, будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению. К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Традиции семейного чтения- очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение- это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Букварь Зайцева пользуется любовью родителей. Я считаю это обоснованным, потому что при составлении "Букваря" автор использовала свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Поскольку на начальном этапе чтение — это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку необходимо знание букв. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.

Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько вы звуков (букв) произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учите их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.

Но и эта замечательная методика, которая основана на разработках разных систем обучения и методах раннего развития тоже имеет минус — букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно (в теории) доставить детям радость и удовольствие в награду за труд.

Я постаралась описать основные принципы самых распространенных и любимых методик. Но. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика — лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша. А слепо довериться даже наилучшей методике — опять переложить ответственность за развитие своего ребенка на кого-то другого. Поэтому по-настоящему прогрессивные мамы могут создать свой новый метод, основанный на разработках и известных методиках. Для этого им надо познакомиться подробно со всеми методиками и взять на вооружение отдельные постулаты и приемы.

Если вам не подходят перечисленные методики, то расскажем вам еще один простой и действенный способ обучению чтению по слогам дошкольников.

1. Начинаем учить буквы. После того, как ребенок запомнит их и сможет составить из тех же кубиков или магнитиков, написанное вами слово, переходим к следующему этапу.

2. Примерно в течение месяца по 10-15 минут в день читаем ребенку букварь, водя своим пальцем или указкой по буквам. Вскоре можно водить по буквам уже и пальчиком малыша. После такой подготовки приступаем к самому обучению.

3. Читаем слог сами, а после этого просим «ученика» повторить его. Запомните, дети не понимают, что «М» и «А» вместе дают слог «МА». Дети это запоминают. Верна поговорка: «Повторенье – мать ученья». Так что не ленитесь, если малыш не может вам назвать слог, повторяйте его сами.

4. Какую бы технику чтения для дошкольников вы не выбрали, никогда не забывайте о доброжелательности. Ребенку должно быть интересно учиться читать. Ну а для поддержания детского интереса вам в помощь огромный ассортимент магазинов: яркие буквари, разнообразные кубики, карточки, магниты. Будущее ребенка, уровень образования и духовного развития в ваших руках, главное не упустите нужный момент.

2.2 Как учить читать- играя.

• Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?

• Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?

• Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут, но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.

2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т. д.

3. Занимайтесь, когда ребё нок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.

4. Постоянно создавайте у ребёнка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось. Занятие должно быть ребёнку в радость!

В какие игры можно играть на разных этапах обучения или совместного чтения.

Изучение букв.

Если ребёнок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить- это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребёнком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук. Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной. В этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны- буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них. В интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок- подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото можно сделать самим. Для этого подготовьте лист с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает- у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву. К такой игре можно привлечь всех членов семьи.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра. Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Игра «Обед»

Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

Игра «Зоопарк»

Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

Самое главное в процессе обучения чтению и грамоте - создать комфортные условия для личности ребёнка. Это залог успешного обучения. Главной рекомендацией для родителей в процессе обучения ребёнка- смена видов деятельности. Почитали, написали буквы или слова (пусть ребёнок наблюдает за вашими видами деятельности, полепили, поиграли в кубики, в лото. Нужно выбрать подходящий момент для обучения. Ребёнок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. Нельзя ругать малыша и сравнивать его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения. В ребёнке важно растить читателя, обязательно каждый день следует читать ему стихи, сказки, рассказы. К чтение приобщает ребёнка к книгам, показывает, как это интересно и полезно- уметь читать. Не нужно стремиться сделать из ребёнка «начитанного вундеркинда», это не оправданно. Когда родители дают читать всё подряд, не сообразуясь с возрастом и возможностью дошкольника правильно воспринимать весь объём сведений, тогда он не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредоточиться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного. Следует помнить, что дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие на развитие и состояние общества в целом, поэтому к выбору литературы для самостоятельного прочтения ребёнком нужно подходить серьёзно и тщательно.

На начальном этапе для самостоятельного чтения ребёнку нужно предлагать рассказы и сказки, ранее прочитанные ему взрослыми. Для ребёнка важно внимание к его деятельности. Он станет заниматься с большим удовольствием, если взрослый будет принимать непосредственное участие в его занятиях и радоваться его успехам. Необходимо завести тетрадь достижений и регулярно отмечать успехи ребёнка. В конце занятий обязательно нужно похвалить ребёнка за его «работу», отметить его достижения. Не надо бояться перехвалить. Таким образом, обучение чтению и грамоте в дошкольном возрасте способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка, формирует природную грамотность, выступает одним из условий успешной адаптации в школе.

-Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается. ", "Наша Таня горько плачет. " и другие, "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное, либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила. ") к сказкам. Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).

-Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года).

Совсем маленьким детям эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё. Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

- Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие, многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит", стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие, а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие, басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории. Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет, в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Открывая ребенку книгу - вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

В анкетировании приняли участи 20 родителей первой младшей группы.

ВЫВОД: с родителями необходимо вести постоянную беседу о пользе книг,

знакомить с различными методиками, оказывать помощь в подборе книг, которые могли бы заинтересовать ребёнка младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чтение для школьников об уважении к близким «Музыкальная пауза». Сидим дома с пользойКонсультация для родителей «Чтение для школьников об уважении к близким «Музыкальная пауза». Сидим дома с пользой Режим самоизоляции, к сожалению, продолжается, и мы сидим дома. Важно, что многие ребята не скучают, проводят это время творчески, за чтением.

Консультация для родителей «Чтение с детьми истории о том, как забыть обиды: «Шаг навстречу». Сидим дома с пользойКонсультация для родителей «Чтение с детьми истории о том, как забыть обиды: «Шаг навстречу». Сидим дома с пользой Дорогие родители! Надеюсь, что ваши дети не скучают, проводят время интересно и с пользой, не забывая и о чтении. Предлагаю вам следующую.

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.

ООД в подготовительной группе «Увлекательное путешествие»ООД в подготовительной группе «Увлекательное путешествие» Организационный момент: Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструктивная Интеграция образовательных областей: коммуникация,.

Сидим дома. Чтение художественной литературыСидим дома. Чтение художественной литературы Сергей Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Задачи: развивать связную речь, беседуя по содержанию сказки. Формировать устойчивый.

Сидим дома. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» для детей 4–5 летСидим дома. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой. Уважаемые родители! В период изоляции, чтобы не прерывался образовательный процесс, прочитайте ребенку русскую народную.

Фотоотчет «Сидим дома. Дома не скучно, дома интересно!»Фотоотчет «Сидим дома. Дома не скучно, дома интересно!» Доброе время суток уважаемые коллеги! Сегодня 11 апреля, а это значит, что в этот день в 2014 года я зарегистрировалась на нашем сайте.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Чтение детям истории «Встреча в метро» Дорогие мамы и папы, режим самоизоляции всё ещё продолжается. Есть время поговорить на очень важные для детей темы о культуре и внимательном.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Чтение с детьми истории о верной дружбе «Радость за подругу»Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Чтение с детьми истории о верной дружбе «Радость за подругу» Дорогие родители, бабушки и дедушки! К сожалению, мы с вами все также находимся в домашней самоизоляции. Рада, что многие дети не скучают,.

Техника торцевания — увлекательное занятие! ФотоотчетТехника торцевания — увлекательное занятие! Фотоотчет Техника торцевания очень увлекательна и доступна для детей дошкольного возраста. С помощью этой техники можно создавать удивительные объемные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Увлекательное чтение дома
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 19:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Увлекательное чтение дома» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД