МААМ-картинки

Условия успешной адаптации к условиям ДОУ

Ольга Дятчина
Условия успешной адаптации к условиям ДОУ

При поступлении ребенка в детский сад, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок быстро привык к новой обстановке, к новым людям. Но не всегда надежды родителей оправдываются.

Так или иначе, каждый ребенок в период адаптации сталкивается с определенными проблемами.

Известно, что адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста не безграничны. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могу привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

Публикация «Условия успешной адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

1 – 16 дней - легкая адаптация

6 - 32 дней – адаптация средней тяжести

от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация. Терехина О. А., Богословская В. С. Здравствуй, детский сад! ООО ИД «Белый ветер» 2006. (с. 8-9)

Если Ваш ребенок тяжело привыкает к детскому саду, значит:

• в семье режим дня не совпадает с режимом дня в ДОУ

• ребенок слишком зависим то матери

• у ребенка не сформированы культурно – гигиенические навыки (КГН)

• у ребенка присутствуют своеобразные привычки (сосет палец; сосет пустышку, грудь; укачивают на руках и т. д.)

• у ребенка нет опыта общения с посторонними людьми

• у ребенка присутствуют патологии психического развития

В нашем ДОУ усилиями воспитателей, старшего воспитателя, медицинской сестры, педагога – психолога была спланирована работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Ежегодно в апреле месяце в ДОУ проводится «День открытых дверей». Все сотрудники учреждения принимают активное участие в данном мероприятии. Каждая возрастная группа делится с гостями своими достижениями (выставки поделок, рисунков, творческих проектов, фотографий). Музыкальный руководитель готовит с воспитанниками концерт, который раскрывает творческие способности дошкольников.

Еще до того, как родители собрались привести ребенка в детский сад, мамы и папы приглашаются на консультацию к психологу. В ходе беседы психолог знакомится с родителями, с их детьми. Рассматривается вопрос режима дня, требованиями, которые должны выполняться при дальнейшем посещении ДОУ. Родители заполняют анкеты, где указывают свои данные, дают краткую характеристику своего ребенка, указывают его особенности, привычки, любимые блюда, привязанности.

На основании таких консультаций, анкетирования педагог – психолог составляет прогноз адаптации для каждого ребенка. А родители в свою очередь получают рекомендации, которые помогут ребенку без каких либо проблем привыкнуть к детскому саду.

Следующий шаг в работе специалистов в период адаптационного периода – проведение профилактических мероприятий.

Большую роль в этот период играет наглядная информация для родителей.

• Папки – передвижки: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ», «В детский сад с улыбкой», «Почему ребенок не хочет в детский сад», «Режим дня для дошкольника» и т. д.

Памятки: «Адаптация. Что это?», «Рекомендации по адаптации», «Ребенок кусается», «Ребенок – плакса?» и т. д.

• Плакат для родителей «А мы уже не плачем!»

Воспитатели совместно с педагогом – психологом ведут листы адаптации.

Родители продолжают посещать консультации педагога – психолога. Совместно рассматриваются вопросы, по конкретным проблемам, связанным с течением адаптации.

На основании листов адаптации родители получают рекомендации по воспитанию, а для детей подбирается индивидуальный режим.

Также проводятся консультации медицинской сестры.

Специально для родителей создан интернет – сайт нашего ДОУ, на международном русскоязычном социальном образовательном интернет – проекте MAAM.RU, где можно ознакомиться с новостями ДОУ, Образовательной программой, режимом дня, и многим другим.

На этом этапе необходимо создать в адаптационной группе благоприятную предметно – пространственную среду для детей. Воспитатели стараются атмосферу в групповой комнате приблизить к домашней. Этому способствует создание небольших игровых зон, наличие мягкой мебели, мягких игрушек, уголка уединения, присутствие в оформлении группы теплых цветовых оттенков.

В приемной создан мини – музей игрушек, которые дети могут взять домой.

Для того чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, почувствовали себя важным звеном в процессе адаптации, воспитатели привлекают их к сотрудничеству. Благодаря родителям были изготовлены: мягкие модули, сухой бассейн, деревянные игрушки, различные полочки для детских работ.

На заключительном этапе адаптационного периода педагог – психолог, совместно с воспитателями, проводят анализ листов адаптации и диагностику адаптированности детей к условиям ДОУ.

Исходя из результатов аналитических справок в течении двух последних лет процесс адаптации детей в нашем ДОУ проходит успешно. В 2012-2013 г. из 16 вновь пришедших детей у 10 (62,5%) – легкая степень адаптации, у 6 (37,5%) – средняя степень.

В 2013-2014 г. из 14 вновь пришедших детей у 7 (50%) – легкая степень адаптации, у 7 (50%) – средняя степень. Благодаря скоординированным действиям воспитателей, специалистов ДОУ и систематичной работе с родителями, детей с тяжелой степенью адаптации нет.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Роль игры в социализации ребенка раннего возраста. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого – педагогические подходы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия успешной адаптации к условиям ДОУ
Опубликовано: 29 октября 2013 в 11:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия успешной адаптации к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дятчина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД