Получи документы

Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников

Людмила Кузнецова
Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников

Консультация

«Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста»

Кузнецова Л. Б.

Майорова О. И.

Введение

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В него входит две составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.

Публикация «Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, пробуждения любви к родному краю, воспитания уважения и любви к своей семье, преданности Отечеству. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задачи по нравственнопатриотическому воспитанию:

• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

• Воспитание уважения к труду.

• Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о городах России.

• Знакомство детей с символами государства.

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.

Система работы по патриотическому воспитанию

• В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к

самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о

мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах

семьи. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потреб-

ность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать

игрушки и т. д. Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи

- папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает

принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Детей младшей группы знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья, детский сад.

• В средней группе ближайшее окружение ребё нка расширяется: кроме семьи и детского сада это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».

• В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Рославль», «Я живу в Смоленской обл». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рождения города, конкурсы детского творчества спортивные мероприятия, проекты, акции.

• В подготовительной к школе группе углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.

Формы работы с детьми

• Кружки

• Праздники

• Самостоятельная деятельность

• Экскурсии

• Трудовая деятельность

• Занятия

• Смотры конкурсы

• Игры.

Методы и приемы работы

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения.

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе и Родине.

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Работа с родителями

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

Консультации и беседы:

• Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

• Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»

• Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

• «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» и тд.

• Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т. д

Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т. д.

• Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

• Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

• Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

• Младший дошкольный возраст

альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

русские народные игрушки;

иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников.

• Средний дошкольный возраст

-государственная символика (флаг, герб, гимн);

портрет президента;

альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Наша армия», «Мой родной город»;

иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года; растительный мир России;

куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме,

иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

предметы декоративно-прикладного искусства и быт;

развивающие и дидактические игры;

книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

картотека народных подвижных игр.

• Старший дошкольный возраст

государственная символика (флаг, герб, текст гимна) России

портрет президента;

карта страны, карта округа, глобус;

куклы в национальных костюмах

альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Столица нашей Родины», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Мои права», «Народный календарь», и др. ;

иллюстрации фотографии с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города, «Как жили люди на Руси»;

книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками

различная познавательная и художественная литература;

иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

генеалогические древа детей. Герб семьи;

кассеты с записью сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации;

предметы декоративно-прикладного искусства и быта;

макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);

- Наша планета земля – глобус, детская карта мира;

Заключение

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». К. Д. Ушинский

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 13:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия, методы и приемы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД