Лучший педагог года

Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста

Лебедева Анастасия
Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена возможность использование экологической тропы при формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста. Организация специально оборудованного образовательного маршрута на природе позволит детям овладеть основными экологическими ценностями.

ANNOTATION

Публикация «Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

The article considers the possibility of using an ecological trail in the formation of ecological consciousness in preschool children. The organization of a specially equipped educational route in nature will allow children to master the basic environmental values.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, экологическое мышление, дети, дошкольники, окружающая среда, природа.

Keywords : ecological consciousness, ecological culture, ecological thinking, children, preschoolers, environment, nature.

Необходимость формирования нового экологического типа мышления в современном мире, является неотъемлемой частью для предотвращения экологических кризисов и ситуаций, опасных для жизни и здоровья населения. Формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру необходимо начинать с дошкольного возраста. При формировании экологического сознания дошкольников основной задачей является дать ребенку почувствовать, что он несет ответственность за находящийся вокруг его мир.

Сложность формирования экологического миропонимания дошкольников связана с тем, что основная масса детей не владеют необходимыми знаниями об окружающем их мире. Сформировать правильное экологическое представление у ребенка мы можем только при использовании эффективных методов [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить следующие психолого-педагогические условия, направленные на формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста :

1. Создание в группе экологической предметно-развивающей среды.

2. Организация непосредственно-образовательной деятельности по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста с опорой на наблюдение.

3. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста.

При формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста мы предлагаем использовать одну из интересных форм работы организацию экологических троп. Это специально организованный образовательный маршрут в природе, главной задачей которого является пробудить любовь детей к окружающему миру [2]. Находясь в естественных условиях, дети на практике с помощью органичного сочетания отдыха и обучения во время путешествия по заданному экологическому маршруту знакомятся с его биологическим разнообразием, в результате чего происходит лучшее усвоение информации.

В данной статье мы предлагаем разработанный экологический маршрут для нашего региона (Курская область). Маршрут «Экологическая тропа» представляет собой познавательно-развлекательный экскурсионный маршрут по территории детского сада. На каждом участке данного маршрута можно будет увидеть и изучить природный объект, а так же напомнить о бережном отношении к нему.

Участок 1. «Алая рябина». На данном участке дети знакомятся с Рябиной обыкновенной. Это одно из самых популярных деревьев в России, это удивительное и неприхотливое дерево, которое будет стоять даже в холодную зиму. У него ароматные цветочки, и птицы будут питаться его ягодами всю зиму. Как не засмотреться на это чудесное дерево, когда оно стоит в белоснежном весеннем уборе или же осенью, когда пылают гроздья алой рябины!

Участок 2. «Голубая ель» – Хвойное дерево, которое растет очень медленно. Крона этого дерева похожа на пирамиду. Месторасположение ветвей у ели не такое, как у иных деревьев. Самые длинные ветви находятся у основания ствола; чем выше ветвь, тем она короче. Ель предпочитает тень. Вместо листьев – еловые иголочки (хвоинки). Хвоя ели имеет темно-зеленый цвет. Широкие ветви ели иногда называют "лапами". Они довольно эластичные и не боятся никакого снегопада. Под тяжестью снега его ветви гнутся, и снег соскальзывает с них.

Участок 3. «Красавица сирень». Как прекрасна и разнообразна расцветающая сирень. Её прекрасные цветы и аромат радуют нас каждую весну. Сирень отличается от других цветов тем, что это кустарник. Её цветочки собраны в кисть и расположены на концах ветвей.

Участок 4. «Удивительный шиповник». Этот кустарник очень богат полезными веществами, в частности аскорбиновой кислотой. Также шиповник еще называют дикой розой. Эта роза цветет особенно красиво. Большие, ароматные, красные, розовые или же белые цветки по несколько штук собраны в соцветие. Плоды – гладкие, мясистые ягоды красноватого, оранжевого и иных цветов.

Участок 5. «Плакучая ива». Ранним утром на тонких листьях этого дерева появляются мелкие капельки. И как только ветер немного раскачивает ветви ивы, капли начинают падать, будто слезы. В это время ива напоминает грустную, плачущую деву, которая распустила свои длинные «волосы» – ветки. Поэтому в народе это дерево называли «плакучей ивой».

Участок 6. «Пахучий жасмин». Настоящее название этого кустарника, который мы видим перед собой – чубушник венечный (из семейства гортензиевых). Его называют жасмином из-за великолепного сладкого аромата белоснежных цветов. Цветки не особо крупные, белые, с четырьмя лепестками, собраны по несколько цветов вместе. Также эти цветочки добавляют к чаю, а эфирное масло, которое получено из цветов жасмина, используют при создании духов.

Участок 7. «Кудрявый клён». Высочайшее стройное дерево высотой до 30 метров. Ствол прямой, покрыт гладкой, тонкой, сероватой корой. Клены растут довольно быстро. Это дерево любит тепло и свет. Цветки клена собраны в ароматные соцветия. Сок клена очень сладок.

Участок 8. «Стройная берёзка». А это лиственное дерево, которое сбрасывает листья осенью. В сентябре листья березы начинают золотиться. Это дерево часто называют красавицей русской природы. В возрасте двадцати лет береза становится зрелым деревом, оно начинает цвести и давать семена. Береза цветет сережками, в это же время распускаются ее листья.

Участок 9. «Зелёная аптека» – На данном участке будут находиться различные травы – это мята, ромашка, подорожник, календула, одуванчик, клевер. Каждый из этих лекарственных растений обладает целым рядом целебных свойств.

Участок 10. «Клумба» – здесь посажены петуньи, бархатцы, пионы, васильки, львиный зев, астры и многое другое. Даже на маленьком участке земли можно красиво разместить цветы. Собираясь создать на участке красочный, постоянно радующий глаз уголок, следует понимать, как правильно оформить клумбу с цветами, чтобы они цвели все лето и даже часть осени.

Для данной «Экологической тропы» есть карта, показывающая маршрут и все его объекты. Хозяином «Экологической тропы» является вымышленный персонаж Гномик Тимоша, который путешествует по дорожкам детского сада вместе с детьми.

Работа на «зеленой» тропе позволяет решить следующие задачи: привить любовь и уважение к природе родного края, развить навыки поведения в природе, здорового образа жизни, бережного отношения к природе и ее жителям, расширить знания детей о значении отдельных объектов природы, которые дают представление о взаимосвязи явлений в природе. Также развить эстетические чувства, воображение и внимание [2].

Я хотела бы подчеркнуть, что дошкольный возраст – это начальный период в формировании личности человека и ценностных ориентаций в находящемся вокруг мире. В данный этап закладывается познавательное отношение к миру, к себе, к окружающим людям и к природе. Важно, чтобы ребенок понимал, что человек и природа взаимосвязаны, заботиться о природе – значит заботиться о человеке, вредить природе – вредить самому человеку.

Список литературы

Гончарова Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. 335 с.

Соколова Л. А. Экологическая тропа детского сада. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 80 с.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ Одной из глобальных экологических проблем нашей планеты является загрязнение окружающей среды. Мусора накопилось так много,.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:

Публикация Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лебедева Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 15:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД