Папки-передвижки

Конспект урока-суда «Погода»

Алла Быконя
Конспект урока-суда «Погода»

Урок – суд «Погода»

Цель урока :

Сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияние на ее изменение. Ознакомить с признаками типов погоды, ее предсказанием.

Оборудование: Атрибуты: судья, прокурор, адвокат, метеоролог, погода, воздушная масса, солнце.

Ход урока

I. Организационный момент

Ознакомление с планом урока. Подготовка мест для судьи, адвокатов, прокурора, свидетеля, обвиняемого.

Публикация «Конспект урока-суда „Погода“» размещена в разделах

Учитель сообщает ученикам о форме урока (урок-суд, предлагает сесть всем на места, только судьи выходят в коридор.

П. Проверка домашнего задания

1. Виды атмосферных осадков

2. Атмосферные осадки

3. Измерение атм. осадков

4. Кроссворд (устно)

5. Филворд

6. Двухвариантный тест. Ответы Да и Нет

7. Установите соответствие

III. Суд

Секретарь: Встать, суд идет.

Заходят судьи, занимают свои места за столом у доски. Секретарь представляет прокурора, адвоката и обвиняемого. Все занимают свои места.

Прокурор: Добрый день, уважаемый суд, присяжные и зрители. Сегодня обвинение призывает вас признать виновным погоду в том, что она, организовав сговор с температурой, влажностью, давлени-ем, ветром, облачностью, осадками и т. д. постоянно меняется, люди от этого страдают. Гибнут весенние всходы в поле, в засуху погибает большая часть урожая, от осенних дождей портится настроение и падает производительность труда на заводах.

Погода сегодняшнего дня может быть резко отличаться от погоды вчерашнего. Прошу обратить внимание на календари погоды. (Раздает календари или вывешивает один большой на доску.)

Секретарь: Вызывается свидетель № 1 (любой ученик). Поднимите правую руку и клянитесь говорить только правду, и ничего, кроме правды.

Прокурор: Что вы можете сказать об изменениях температуры в течение месяца?

Свидетель анализирует.

Прокурор: У меня все.

Адвокат: Уважаемый суд, защита просит слова. Все явления погоды находятся во взаимной связи. Известно, что при изменении направления ветра погода меняется. Происходит это потому, что ветры приносят над земной поверхностью большие объемы воздуха, различающиеся по своим свойствам, - воздушные массы. Почему одни воздушные массы теплые, другие - холодные, почему они различа-ются по своей влажности, прозрачности? Вызывается свидетель: воздушная масса

(Выходиадвидетель, приносит присягу.)

Воздушная масса: Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой поверхностью он находится. Над океанами формируются влажные и прозрачные воздушные массы, над пустынями - горячие, сухие и запыленные. Холодные, сухие и прозрачные воздушные массы образуются над Антарктидой и Северным Ледовитым океаном зимой. Переносят северный ветер зимой такую воз душную массу, и установится морозная ясная погода. Следом за ним подует западный ветер, принесет с Атлантического океана теплый и влажный воздух, значит, на западе России следует ожидать оттепель и осадки.

Адвокат: Таким образом, уважаемые судьи, погода меняется под влиянием изменения воздушных масс.

Прокурор: Обратите внимание, что погода меняется не только под влиянием воздушных масс, но и закономерно в течение суток. (Пишет на доске.)

Погода в летние сутки

7 ч. утра 13-14 ч. 23 ч. и позже

ясно,

прохладно,

роса

давление высокое повышается облачность,

роса испаряется, давление низкое ясно,

прохладно,

роса,

давление высокое

Прокурор: Чем вы можете объяснить такое изменение в течение суток?

Адвокат: Вызывается свидетель Солнце.

Солнце: В течение суток я по-разному нагреваю зимнюю поверхность. В 7 ч утра я только встаю над земной поверхностью, поэтому температура воздуха еще невысока. Воздух холодный тяжелее теплого, поэтому он опускается и образует высокое давление.

При охлаждении насыщенного воздуха водяной пар конденсируется, т. е. превращается в росу, поэтому появляются капельки воды на траве, листьях и т. д.

Ближе к полудню, я поднимаюсь все выше и выше над линией горизонта и нагреваю земную поверхность, а она в свою очередь нагревает воздух, температура его повышается.

Воздух уходит от точки насыщения и поэтому может вместить в себя больше водяного пара и поэтому роса испаряется.

Теплый воздух легче холодного и он испытывает восходящие потоки, поэтому атмосферное давление понижается.

Восходящий воздух охлаждается на большой высоте, там он конденсируется и превращается в облака.

Адвокат: Таким образом, изменение погоды в течение суток зависит от влияния Солнца. На Земле есть районы, где весь год господствует погода одного-двух типов. Например, у экватора погода все время жаркая, а у полюсов - морозная.

Судья: Познакомьтесь с условными обозначениями типов погоды на форзаце 2 и ответьте на вопросы

- Какой элемент погоды был положен в основу выделения типов погоды?

- На какие две большие группы разделены типы погоды?

(Отвечают присяжные.)

Прокурор: Какой тип погоды обладает в вашей местности зимой, а какой летом?

(Отвечают присяжные.)

Прокурор: Погода непредсказуема, т. к. невозможно прогнозировать, какая будет погода, какие воздушные массы будут господствовать завтра.

Адвокат: Защита вызывает свидетеля - синоптика.

Синоптик: Земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты-метеорологи.

Всю собранную информацию они переносят в гидрометеорологические службы, а те - во Всемирные метеорологические центры. Таких центров три: в Москве, Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В метеорологических центрах сведения, полученные с метеорологических станций и искусственных спутников Земли, обрабатываются с помощью мощных электронно-вычислительных машин. По результатам составляют «карты погоды», на которых с помощью условных знаков отражена информация о погоде во всех пунктах наблюдения.

В настоящее время метеорологи пытаются не только прогнозировать погоду, но и воздействовать на нее. Во многих странах специалисты умеют вызывать искусственный дождь, предотвращать выпа-дение града.

О граде и ливнях написано немало исследований. Известно, в какие месяцы и даже в какое время суток чаще всего они обрушиваются. Изучены маршруты градобойных туч, выяснены многие условия, способствующие их возникновению.

В нашей стране впервые в мире были созданы научные учреждения, занимающиеся проблемами искусственного воздействия на облака.

Десятки крупнокалиберных зенитных пушек специальными снарядами обстреливают градовые тучи. Градины после обстрела становятся мелкими, немощными. Падая, они либо тают в теплых слоях воздуха, превращаясь в дождевые капли, либо оседают на землю безобидной и безопасной крупой.

Понадобились годы упорного труда, настойчивого поиска большого количества химиков, физиков, метеорологов, математиков, артиллеристов. Надо было составить представление о механизме обра-зования града, разработать метод обнаружения градовых очагов в облаке, подобрать реагенты, найти способы их быстрого внедрения.

Сейчас радиолокатор, находит цель - зону роста града. Пушка посылает снаряды. Операция проходит очень быстро. Взята под охраны основная площадь, подверженная градобитиям. Российские метеорологи научились не только рассеивать туманы, предотвращать град, но и разгонять облака Для того чтобы предотвратить выпадение осадков над определенной территорией, в облаке распыляют углекислоту или йодистое серебро. Этот процесс называют засев облаков. Под действием этих веществ температура воздуха понижается, в облаке образуются ледяные кристаллы, и дождь не выпадает. Так, благодаря действиям метеорологов в День Победы 9 мая 1995 г. в городе Москва весь день было ясно и солнечно, и лишь вечером пошел сильный дождь. «Делали погоду» и в день торжественного открытия Всемирных юношеских игр в июле 1998 г.

Иногда, наоборот, возникает необходимость искусственного дождя, например, при сильных засухах и сильных лесных пожарах Тогда облака заселяют другими реагентами.

Прокурор: Один современный фермер, используя маленький легкий самолет, занимался засевом облаков, вызывая обильные дожди для повышения урожая овощей.

Вызывается свидетель - сосед этого фермера (любой ученик, выскажите свою точку зрения как соседа на действия фермера.

Свидетель: На любом участке стало выпадать меньше осадков, и от насаждения страдают от засухи.

Адвокат: Да, конечно, вызывание осадков в одном месте непременно ведет к засухе в другом месте. Человеческое вмешательство в процессы природы крайне нежелательны и могут производиться в случайных случаях.

Я бы хотел вернуться к предсказанию погоды. Прогнозированием могут заниматься не только метеорологи, но и любой наблюдатель человек. Вызывается свидетель - наблюдатель.

Наблюдатель: По местным признакам можно предвидеть погоду а очень короткий срок - на ближайший день и ночь. Вот некоторые из них.

К ненастью:

- На горизонте появились перистые облака в виде нитей с загнутыми концами - коготками, часов через 18-20 ждите ненастную погоду.

- Усиление ветра к вечеру, красная или даже багрово-красная вечерняя или утренняя заря, отсутствие росы.

К ясной погоде :

- Увеличение давления;

- Усиление ветра к полудню и ослабление к вечеру;

- Развитие кучевой облачности после восхода солнца, растекание ее к вечеру и полное исчезновение после захода солнца;

- Появление росы после захода солнца;

- Желтая или золотистая заря при восходе и заходе солнца.

- Живые барометры

- (Можно раздать учащимся для ознакомления, а может озвучить Наблюдатель)

-

Признаки ясной погоды Признаки ненастной погоды

Мелкие птицы деятельны - поют,

перекликаются. Перед закатом солнца они особенно оживлены. Лес замирает, птицы замолкают и

прячутся.

Ласточки летают над землей.

Серая ворона подвижная, провор-ная, голос у нее звонкий, чистый Ворона, нахохлившись, усаживается на сук или забор, опустит крылья, сидит и лениво, хрипло каркает. Тревожно кричат галки.

Кошка ложится посреди комнаты, вытягивается и спит. Кошка выбирает место повыше и потеплее, а то и на печку залезет.

Собака лежит на земле брюхом кверху — к теплу. Собака лежит, свернувшись калачи ком - к холоду.

Пчелы ранним утром вылетают дружно за взятком. Пчелы сидят на цветущей черемухе. Муравьи расширяют входные отверстия на куполе муравейника. Муравьи спешно возвращаются и заделывают входы в муравейник средь бела дня.

Рыба выскакивает и плещется. Если животные вечером траву едят жадно и мало пьют - к дождю.

Коровы и быки лежат на земле. Если коровы и быки поднимают морды кверху, жадно вдыхают воздух.

Ездовые лайки вечером катаются по снегу - жди бурана.

Кошка моется, лижет лапу. Кошка морду трясет и ест траву — к ненастью.

Мыши вылезают из-под снега на поверхность - к оттепели. Дикие утки днем уходят в прибрежные заросли - к дождю и ветру.

Голуби сильно воркуют — к жаркой солнечной погоде. Голуби прячутся.

Летучие мыши неустанно летают. Ужи выползают греться на дорогу.

Карп уходит на дно. В безоблачный день прекращается

клев рыбы.

Раки выходят на берег.

Мошкара вьется кругами Мошкара лезет в лицо.

Мухи и осы стремятся залететь в

дом.

Сверчок стрекочет поздно вечером. Сверчок молчит.

Дрова в печке плохо загораются. Оконные рамы, сундук, крышки в

деревянной бочке туго открываются

или плохо вынимаются.

Струны музыкальных инструментов

ослабевают.

Итог урока

Секретарь: Судья и суд присяжных удаляются на обсуждение. (Ученики делают вывод по уроку.)

1. Погода - состояние тропосферы в данный момент на определенной территории.

2. Она зависит от воздушных масс и ее влияния солнечной радиации.

3. Существуют 2 типа погоды, отличающиеся по сезонам года: холодного времени года и теплого.

4. Существуют территории, где тип погоды один - на экваторе и полюсах.

5. Человек погоду научился прогнозировать и изменять.

Домашнее задание

§ 30, задания № 3,4.

Инд. Задание: презентация.

Карандаш, линейка, цв. карандаши

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Весенняя погода»Фоторепортаж «Весенняя погода» Погода на Урале не предсказуема! В 1981 году зима, была тёплая, и старожилы предсказывали холодное лето, но никто не ожидал, что в мае.

Фотоотчёт «Нас погода не балует…»Фотоотчёт «Нас погода не балует…» Только вчера я со своей семьёй ездила на дачу. Радовались солнышку, прекрасной погоде, убирали прошлогоднюю листву, жгли костры,посадили.

Фотоотчёт о занятии по конструированию в старшей группе к Дню рек «Суда»Фотоотчёт о занятии по конструированию в старшей группе к Дню рек «Суда» Задачи: - развивать у детей способность к коллективной работе; - развивать конструкторские навыки и умения; - формировать у детей обобщённые.

Конспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возраста Цель – обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи – показать детям, как с помощью разнообразных средств выразительности.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Погода зимой. Холода, заморозки, снегопад, сильный ветер» Задачи: • обогащение словарного запаса; • развитие внимания и мышления (выявление несоответствий) и навыков построения элементарных рассуждений.

Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по рисованию в старшей группе «Дождь. Погода хмурится. Темно на горизонте»Конспект ОД по рисованию в старшей группе «Дождь. Погода хмурится. Темно на горизонте» Приоритетная образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Конспект сюжетной прогулки «Какая сегодня погода?» для детей 3–4 летКонспект сюжетной прогулки «Какая сегодня погода?» для детей 3–4 лет Тема: Какая сегодня погода? Цели: учить определять состояние погоды: солнечно, пасмурно; познакомить детей с временем года - осень,.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока-суда «Погода» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алла Быконя на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока-суда «Погода»
Опубликовано: 21 мая 2023 в 12:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД