Папки-передвижки

«Нравственные заповеди». Конспект урока Орксэ по модулю «Мировые религиозные культуры» в 4 классе

Ирина Костромина
«Нравственные заповеди». Конспект урока Орксэ по модулю «Мировые религиозные культуры» в 4 классе

Урок ОРКСЭ по модулю «Мировые религиозные культуры»

Тема: «Нравственные заповеди».

Форма проведения: этический диалог

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение

с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремлением проявить себя, получить признание окружающих, занять в обществе соответствующее место.

Публикация «„Нравственные заповеди“, Конспект урока Орксэ по модулю „Мировые религиозные культуры“ в 4 классе» размещена в разделах

Ценности: нравственный выбор; честь; достоинство., уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга, мораль.

Цель :организовать деятельность учащихся для формирования нравственного выбора.

Задачи:

В области формирования личностной культуры • формирование способности к духовному развитию, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

• укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

В области формирования социальной культуры • укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Возраст участников – учащиеся 4 класса.

Требования к диалогу для младших школьников: акцент делается на желание ребёнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке: педагог строит канву диалога как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. В канву сюжета вплетаются методики, ненавязчиво корректирующие поведения детей, их взаимоотношения в коллективе, диагностирующие их особенности, динамику нравственного развития.

1. Завязка, выявляющая проблему.

Энергизатор: сказать соседу на ушко приятное слово.

-Обратите внимание на доску. На ней слова древнегреческого учёного Аристотеля, который жил ещё в 4 веке до новой эры:

«, .»

-Как вы думаете, актуальна ли для нас данная фраза?

-Можете ли вы ответить на этот вопрос?

-Почему?

- В конце урока, возможно, вы сами сможете перевести эту фразу.

-А сейчас, я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Андрея Деменьтева «Выбор» :

Душа бывает, как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла-

Ты знаешь или нет?

-О чём говорит в своём стихотворении автор? Поделитесь впечатлениями?

-Какой выбор нам предлагают сделать? (добро или зло).

-Откуда в повседневной жизни мы знаем, как поступать? Чем мы руководствуемся? (в обществе существуют законы)

-Откуда мы знаем как вести себя в жизни? (существуют правила)

- А в общении с друзьями, знакомыми, просто людьми и даже животными чем мы руководствуемся? (нормами морали)

-Что такое мораль? Мораль-это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

-Как можно ещё назвать такой выбор в сторону добра или зла? (нравственный выбор)

-А откуда мы знаем, какой поступок мы совершаем с точки зрения нравственности? (существуют правила поведения, нормы морали).

Нравственность-это моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

2. Процесс диалогического общения по выявленной проблеме и обращение к личности учащегося

-Как вы думаете, а существуют ли такие нормы в религии?

-Как они называются? (заповеди)

-Что такое «заповедь»? (Заповедь – это нравственное правило поведения)

-Действительно, понятия мораль и нравственность существуют и в религии и заключены они в заповедях. И тема нашего урока «Нравственные заповеди».

-А что такое заповедь? Почему она нравственная?

-Как вы думаете, с общественными нормами, принятыми в обществе, они будут схожи или отличаться?

- В чём заключена народная мудрость? (в пословицах).

-Я предлагаю вам поработать по группам

Деление на 3 группы:

- христианство

-буддизм

-ислам

-Ознакомьтесь с заповедями той религии, которая вам досталась.

-Я буду называть пословицу, а вы смотрите, есть ли в данной религии заповедь, подходящая к смыслу пословицы.

Пословица иудаизм и христианство буддизм

ислам

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Чти отца и мать Почитай старших, особенно родителей.

Сгубить легко, да душе каково? Не убивай Не убивай живых существ. Не убивать

Купленный сухарь краденого пирога дороже. Не кради Отказ от воровства Не кради.

Где нет правды, там и добра нет. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего Не говорить неправды. Веди себя так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки.

-Какой можно сделать вывод? (что многие заповеди перекликаются)

-Есть ли те заповеди в той религии, с которой вы работали, которую вам хотелось бы озвучить?

-Добавьте их на доску.

3. Обращение к личности ребёнка.

- А из своей личной жизни вы можете привести пример соблюдения заповедей?

-Поделитесь.

4. Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как

кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

- У нас на уроке присутствуют весы и я не просто так их принесла сегодня.

-Что могут символизировать чаши весов в соответствии с нашей темой? (выбор)

-Всегда ли мы (люди) поступаем в соответствиями с нравственными заповедями?

- Я вам предлагаю посмотреть мультфильм по произведению К. Паустовского «Тёплый хлеб» и проанализировать его с точки зрения соблюдения нравственных заповедей.

Просмотр мультфильма «Тёплый хлеб» (по частям)

1. Част заработала мельница, т. к. конь помог

-Какие нравственные заповеди вы увидели в этом эпизоде?

- Твори добро и стремись к миру. (Ислам)

- Не разрушай землю и не сей зла на ней. (Ислам)

- Если человек сделал добро, пусть он сделает его ещё и ещё. (буддизм)

-Возлюби ближнего своего. (христианство)

-Положите на весы те камешки, которые на ваш взгляд соответствуют нравственным заповедям. (жёлтые сердечки)

-Почему?

-Заповеди соблюдались и какое настроение чувствовалось в мультфильме? (доброе, светлое)

2 часть. Просмотр мультфильма до слов избавление от стужи, тогда перед людьми не будет твоей вины»

-Поделитесь впечатлениями?

-В чём же виноват мальчик Филька? (нарушил заповеди)

-Что изменилось в анимации мультфильма? (метель, пурга)

-Почему?

-Какие заповеди были нарушены Филькой?

Перечисляют

От ненависти человеку и самому плохо живётся – ведь у него нет радости.

-С чем ассоциируется у автора нарушение нравственных норм? (со стужей, льдом)

-Почему? (сердце становится словно замороженным.

-Положите камушки на чашу весов.

-Что произошло с весами? (чаша с чёрными камнями перевесила)

-Скажите, пожалуйста, а в жизни также?

-В чём это выражается? (один плохой поступок, недоброе слово могут перечеркнуть все хорошие дела)

-Как нам изменить ситуацию с весами? (положить красивые цветные камушки)

-А как нам изменить ситуацию в жизни? ….)

-Как же разморозить сердце? (добрыми делами, жить в соответствии с нравственными заповедями)

-Как вы думаете, а что произойдёт дальше в мультфильме?

-Давайте посмотрим.

3 часть Пламя превратилось в лёд

-Сразу ли Филька последовал совету односельчанина? (нет)

-Почему? (гордыня, хотел сам исправить ситуацию)

-Получилось? Почему? (в одиночку трудно что-либо сделать)

-Во что превращалось всё в руках Фильки? (в лёд)

-Почему?

-Почему же не удалось согреться от костра?

-Может ли костёр превратиться в лёд? (он не осознал своей вины)

-Что происходило в душе у Фильки? (терзания, мучился)

-Так и чаши наших весов колеблются- то в одну сторону перевешивают, то в другую. Также и в жизни - мы часто стоим перед выбором в какую сторону нам идти, что нам делать.

-Что же сделает Филька? Какая чаша весов в его душе перевесит? Ваши предположения?

4. Просмотр до конца.

-Поделитесь впечатлениями?

-Что произошло с Филькой? (осознал, нашёл в себе силы всё исправить)

-Как нам это показали авторы мультфильма? (кончилась вьюга, всё оттаяло, наступила весна)

-Как мы это можем показать на весах? (добавить жёлтые камушки)

-Какие заповеди можете использовать?

,

-А в жизни также легко?

- Каждый раз нарушая заповеди, мы причиняем кому-то боль, будь то душевную, будь то физическую. Дырку в стене легко замазать, а рана в сердце остаётся навсегда.

5. Открытый финал.

-А вот теперь вернёмся к фразе Аристотеля. Может вы уже поняли, что это за фраза, исходя из темы урока? (заповедь)

-Эта заповедь есть во всех религиях мира. Может вы догадались? (Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой).

Древнегреческого ученого Аристотеля спросили: «Как вести себя с друзьями?». Аристотель ответил: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Иудейские мудрецы говорили: «Возлюби ближнего твоего, как своего себя».

Иисус Христос завещал своим ученикам: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Пророк Мухамад рекомендовал мусульманам: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Будда не раз повторял: «Как поучаешь другого, так поступай и сам».

- Все мы знаем, как нужно себя вести, но всегда ли мы соблюдаем нравственные заповеди. В конце я хочу напомнить известную вам притчу о двух волках и в итоге побеждает тот волк, которого мы кормим.

-Посмотрите, перед нами снова весы. Чаши уравновешены, они по прежнему колеблются-то в одну сторону, то в другую. Мы начинали урок со стихотворения «Выбор» и если вы готовы сейчас сделать свой выбор – положите камушек определённого цвета на чашу весов. Если нет – пока ничего не кладите.

Ведь нам не даром выбор дан

Между добром и злом.

-Выбор всегда остаётся за человеком.

Заповеди в религиях мира

Христианство (иудаизм) Ислам Буддизм

1. Почитай отца твоего и мать твою, тогда продлятся дни твои на земле! 1. Веди себя так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки. 1. От ненависти человеку и самому плохо живётся – ведь у него нет радости.

2. Верить в одного бога,

не поклоняться другим богам, благоговейно

чтить его, 2. Не кради. 2. Всю жизнь человек должен стремиться к тому, чтобы стать лучше.

3. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 3. Силён не тот, кто побеждает, а тот, кто может укротить свой гнев. 3Если человек сделал добро, пусть он сделает его ещё и ещё.

4. Не кради. 4. Почитай старших, особенно родителей. 4. Прощайте обиды, не отвечайте злом на зло.

5. Не убивай. 5. Твори добро и стремись к миру. 5. Не убивай живых существ.

6 Не завидуй 6. Не разрушай землю и не сей зла на ней. 6. Не говорить неправды.

7 Возлюби ближнего своего 7. Не убивай. 7. Не брать чужого.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7689484775454460754&text=%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B9+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1+%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC+1973&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1579417860598068-1027102610899862521000124-man1-3545&redircnt=1579417865.1
Публикации по теме:

Конспект урока в 3 классе «День космонавтики. Ракета» Технологическая карта урока технологии в начальной школе. Тема урока День Космонавтики. Ракета Цель Развитие художественно – творческих.

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 1 классе «Новые гнезда» Тема: Новые гнезда" Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: -Развивать пространственное мышление, логическое мышление. -Развивать усидчивость,.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Нравственные заповеди». Конспект урока Орксэ по модулю «Мировые религиозные культуры» в 4 классе
Опубликовано: 19 января 2020 в 10:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Нравственные заповеди». Конспект урока Орксэ по модулю «Мировые религиозные культуры» в 4 классе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Костромина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки