Папки-передвижки

Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза

Наталья Лыжина
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза

II этап работы- развитие умения детей вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки.

1. Игры на развитие слухового восприятия и внимания

В работе по узнаванию и различению неречевых звуков активное участие принимают воспитатели, реализуя разделы «Программы» «Игра» (в частности, игры с природными материалами, «Изобразительная деятельность» (ребенок рисует насекомое, животное, транспортное средство, явление природы, предварительно угадав его по звучанию, на занятиях по развитию речи на основе представлений о себе и окружающем мире. На музыкальных занятиях музыкальные руководители также проводят работу в этом направлении. Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя имеет большое значение для полноценного развития у детей слухового восприятия и внимания.

Публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» размещена в разделах

Игры на базе неречевых звуков

Узнай, кто какие звуки издает.

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.

1 вариант

Ход игры:

Учитель-логопед показывает картинку, ребенок называет изображенный на ней предмет, отвечает на вопрос «Как звенит пила?», а затем все дети воспроизводят этот звук.

2 вариант

Ход игры:

Через дидактическое пособие «телевизор» протягивается лента, смонтированная из сюжетных картин окна определенную тему, например, «На лесной полянке» : птицы поют, кричат вороны и т. д. Ребенок замечает, что в фильме отсутствуют звуки, и озвучивает его.

Кто позвал?

Цель: развитие слухового восприятия

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середину круга выходит ребенок, которому завязывают глаза (он водящий). Дети ходят по кругу вслед за учителем-логопедом, повторяя его движения (гимнастические, танцевальные, затем останавливаются. Логопед говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай.

Он молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий по голосу определяет того, кто к нему обратился.

Где звенит будильник?

Цель: развитие слухового восприятия

Учитель-логопед прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т. п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).

Какие часы тикают?

Цель: развитие слухового восприятия

. Ребенку завязывают глаза, к уху подносят наручные или настенные часы. Ребенок должен определить, какие часы издают звук, наручные или настенные.

По звуку угадай предмет

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка. И др.

Ход игры:

Логопед за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет.

Найди игрушку

Цель: развитие слухового восприятия и внимания

Оборудование: игрушки, барабан

Ход игры:

Назначается водящий, который плотно закрывает глаза или поворачивается спиной к детям (к учителю-логопеду). Логопед прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.

Чей барабан?

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: игрушечные зайцы-большой и маленький, барабан, ширма

Ход игры:

Учитель-логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев: большого и маленького. Он объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил: громко, сильно. Маленький заяц, слабенький, а потому он играет тихо. Затем педагог закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети угадывают, какой заяц играл.

В городе

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись.

Ход игры:

Ребенку предлагается компьютерная демонстрация пожарной машины и машины скорой помощи с соответствующими сигналами, которые издают эти машины. Учитель-логопед просит ребенка внимательно прослушать эти звуки. Затем воспроизводится один из сигналов. Ребенок должен угадать, какая машина его подает. Аналогично проводится работа с другими звуками (звук поезда метро, звук трамвая, звук светофора) При невозможности компьютерной демонстрации, можно использовать записи звуков на видео-, аудионосителях и соответствующие им предметные картинки или игрушки.

Угадай, что (кто) это

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись

Ход игры:

Как и в предыдущей игре, ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись и предметные картинки) различных звуков природы: журчание ручья и шелест листвы, скрип снега и шум дождя. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было. Аналогично проводится работа с голосами птиц, зверей и насекомых.

Что готовит мама?

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись

Ход игры:

На компьютерной или видеодемонстрации представлена газовая плита. На ней стоят кастрюля или сковорода. Кипение воды в кастрюле сопровождается характерным звуком, жарка картофеля (яичницы) на сковороде — соответствующим звуком. При повторном прослушивании (без наглядной опоры) звуков ребенку предлагается ответить, что делает мама: готовит суп или жарит картофель. Аналогично игра проводится с использованием рекомендованного «Программой» набора кухонной мебели типа «Кухня звуковая».

Что падает в банку?

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: песок, камни, фасоль, шарики из бумаги, монеты, шишки, стеклянная банка.

Ход игры:

Учитель-логопед знакомит ребенка со звуками, которые возникают при попадании различных природных материалов в стеклянную банку: насыпает песок, бросает камешки, фасоль, шарики из бумаги, монетки, шишки и т. д. Подобные действия с природными материалами предлагается повторить ребенку. Затем стеклянная банка помещается за ширму, логопед использует один из природных материалов и предлагает ребенку угадать, что упало в банку. Сначала педагог использует природные материалы, издающие контрастные звуки (например, песок и монетки, затем — близкие (например, песок и крупа).

Угадай, что я делаю

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: рамка М. Монтессори (липучки, металлические кнопки, замки)

Ход игры:

Логопед знакомит ребенка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек, используя рамки М. Монтессори (рамка с кнопками, рамка с липучками). Ребенок выполняет аналогичные действия, при этом логопед еще раз обращает внимание ребенка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий (застегивание кнопки, отрывание липучки) и просит ребенка угадать, что он делает за ширмой.

Звуки дома

Цель: развитие слухового восприятия

Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись

Ход занятия:

Ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись с показом предметных картинок) бытовых приборов и различных звуков, которые они издают (звук работающего пылесоса, стиральной машины, кофемолки или миксера, телефона, электрического звонка, свисток кипящего чайника). Затем ребенок прослушивает только аудиозапись и пытается угадать, какой бытовой прибор работает.

Публикации по теме:

Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ в условиях детского дома с использованием дидактических игр Несформированность, фонематического восприятия, приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения.

Профилактика речевых нарушений в условиях детского садаПрофилактика речевых нарушений в условиях детского сада Работая в детском саду, не имеющего в своём составе специализированных речевых групп, с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет,.

Библиотека изображений:

Публикация Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Лыжина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 12:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД