МААМ-картинки

Управление социально-психологическим климатом организации

Валентина Стасюк
Управление социально-психологическим климатом организации

В условиях перехода России к инновационной экономике, развития организаций, эффективность деятельности любой организации определяется большим количеством факторов, как внешних, так и внутренних. Несомненно, внешние факторы оказывают влияние на экономическое развитие организации, но также необходимо учитывать и воздействие внутренних факторов, которые организация может контролировать и приспосабливать для достижения своих целей. Прежде всего, это формирование благоприятного социально – психологического климата организации.

Публикация «Управление социально-психологическим климатом организации» размещена в разделах

Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимися в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально – психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.

Целью исследования является изучение социально – психологического климата в педагогическом коллективе ДОО и разработка рекомендаций по управлению социально – психологическим климатом.

Анализ социально – психологического климата в ДООО

Основной целью анализа является выявление возможностей и потребностей педагогического коллектива, степени сплоченности коллектива, уровня удовлетворенности трудом и условиями труда.

С целью анализа существующего социально – психологического климата в педагогическом коллективе, а также для определения возможных направлений управленческой деятельности по созданию благоприятного социально – психологического климата, были выделены следующие критерии:

– возрастная структура педагогических работников;

– образовательная структура педагогических работников;

– педагогический стаж работы;

– удовлетворенность работников профессиональной деятельностью и условиями труда;

– сформированность социально – психологического климата в коллективе.

Такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, образование имеют существенное значение в формировании социально – психологического климата коллектива.

В данном случае коллектив разновозрастный, самую большую долю занимают работники в возрасте 30-55 лет (60%, что достаточно характерно для образовательной организации. Меньше всего в коллективе людей в возрасте до 55-60 лет (9%) и в возрасте старше 60 лет (11%).

Разница в возрасте между членами коллектива в некоторых возрастных категориях превышает 15 лет. В данном коллективе действительно существует расслоение на возрастные группировки, что снижает возможность эффективного профессионального и межличностного общения.

Образовательные уровни представлены следующим образом: наибольшее количество занимает уровень высшего образования (74%, специалисты со средним профессиональным образованием занимают 23%, 1 педагогический работник с незаконченным высшим образованием (3%).

На основании полученных данных, делаем вывод о том, что 9% работников, имеющие педагогический стаж работы менее одного года, могут нуждаться в профессионально мотивационной поддержке и создании ситуации успеха на рабочем месте. 20% педагогических работников от 1 года до 10 лет испытывают потребность в профессиональном самосовершенствовании и перспективах карьерного роста (как вертикального, так и горизонтального, дифференцированных методах мотивации и стимулирования труда.

37% работников, имеющие стаж свыше 20 лет, склонны к профессиональным деформациям, снижению личной заинтересованности в достижении результата деятельности образовательной организации.

Распределение по половому признаку выглядит следующим образом: мужчины – 1 человек, женщины – 34 человека.

Коллектив преимущественно женский, что неизбежно влечет за собой наличие личных конфликтов. Для мужчин в труде более важны: содержательность труда и престижность высокого заработка; для женщин – удобный режим работы и хорошие условия труда, а также хорошие отношения с руководящим составом. Это необходимо учитывать при разработке содержания управленческой деятельности по формированию благоприятного социально – психологического климата.

В соответствии с целью исследования, была проанализирована удовлетворенность педагогических работников своей профессиональной деятельностью и условиями работы.

Для этого было проведено анкетирование по материалам Орла В. Е. [28, с. 109 – 116].

Полностью удовлетворены профессией – 39%, скорее удовлетворены – 3%, испытывают нечто среднее между удовлетворенностью и неудовлетворенностью – 43%, скорее неудовлетворены – 9% и совершенно неудовлетворены – 6% опрошенных.

При ответе на вопрос, исследующий удовлетворенность условиями труда, получены следующие результаты:

– размером заработной платы удовлетворены 14% опрошенных;

– скорее удовлетворены – 57% отпрошенных;

– затрудняются с ответом – 12%;

– скорее неудовлетворены – 14%;

– полностью неудовлетворены размером заработной платы – 3%

Мы можем говорить о престижности выбранной респондентами профессии:

– Полностью удовлетворены престижностью – 40% опрошенных;

– Скорее удовлетворены престижностью – 28% опрошенных;

– Затруднились с ответом – 23% опрошенных;

– Скорее неудовлетворены престижностью – 9% опрошенных;

– Полностью неудовлетворенных престижностью выбранной профессии в коллективе нет.

Подавляющее большинство коллектива испытывает удовлетворение от отношений с руководством организации (57% и 29%, при этом 9% затрудняются ответить и 5% испытывают неудовлетворенность от подобных отношений.

Полностью удовлетворены отношениями в коллективе – 26% сотрудников, скорее удовлетворены – 31%, затрудняются – 26%, 12% – скорее неудовлетворены и 5% опрошенных испытывают полное неудовлетворение от отношение, сложившихся в педагогическом коллективе.

Следующим условием труда являлась организация деятельности и оценка ее удовлетворенностью. Результаты:

– Удовлетворены – 46%;

– Скорее удовлетворены – 31%;

– Затрудняются – 17%;

– Скорее неудовлетворены – 6%;

– Полностью неудовлетворенных нет.

Также анализ обработки результатов данной анкеты позволил выявить интенсивность физических, интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок, испытываемых работниками в процессе трудовой деятельности.

Интенсивные физические нагрузки испытывают всегда 31% педагогического коллектива, иногда – 43% и совершенно не испытывают физических нагрузок – 26% работников.

Высокие интеллектуальные нагрузки свойственны 66% работников, иногда их испытывают 31% и нет интеллектуальных нагрузок у 3% работников из числа педагогического коллектива.

Психоэмоциональные нагрузки испытывают постоянно 74% человек, иногда – 20% и никогда – 6% работников.

Исходя из обобщения полученных данных, можно сделать следующие выводы:

– Удовлетворенность от выбранной профессиональной деятельности испытывают меньше половины работников организации (42%);

– Присутствует достаточно высокий уровень удовлетворенности заработной платой (71%, что является закономерным для работников современных образовательных организации;

– Практически все члены педагогического коллектива удовлетворены системой повышения квалификации (91%);

– Престижность профессии педагогического работника дошкольной образовательной организации находится на достаточно высоком уровне (68% удовлетворенных, при этом необходимо учитывать, что к данной категории отнесена группа сомневающихся, чья доля составляет 28% и может измениться в зависимости от складывающихся обстоятельств;

– Отношениями с руководителем удовлетворены 86% педагогического коллектива, а отношениями в коллективе удовлетворены 57% (что составляет чуть больше половины);

Организация профессиональной деятельности удовлетворяет требованиям 77% сотрудников;

– Большинство работников постоянно испытывают высокие интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки ( что является специфическими особенностями данной профессии: целый день с детьми, постоянное общение с их родителями, с коллегами, разрешение проблем и конфликтов, решение социальных вопросов, заполнение документации, организационная рутина). Физические нагрузки занимают меньшую долю от общего количества нагрузок, что также свойственно объему нагрузок педагогических работников.

Полученные данные и сделанные выводы свидетельствуют о том, что в организации существует достаточно средний, но в целом благоприятный социально – психологический климат, но явно присутствуют некоторые проблемы в организации межличностных и деловых взаимоотношений.

Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной управленческой деятельности по формированию социально – психологического климата в коллективе.

Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально – психологического климата в коллективе :

– улучшение взаимоотношений в коллективе,

– развитие системы повышения квалификации,

– снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности,

– развитие уровня контактности и открытости внутри коллектива;

– развитие системы стимулирования и мотивации и т. д.

В соответствии с названными направлениями, в следующем параграфе сформулированы рекомендации по организации управленческой деятельности в области формирования социально – психологического климата в коллективе.

Публикации по теме:

Фотоотчет об организации огородной сказкиФотоотчет об организации огородной сказки В первой младшей группе при организации поисково-исследовательской деятельности одним из направлений экспериментальной деятельности считается.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Картотека игр, способствующих успокоению и организацииКартотека игр, способствующих успокоению и организации Картотека игр, способствующих успокоению и организации Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация. 1. Слушай.

Социально значимый проект «Моя семья»Социально значимый проект «Моя семья» Паспорт проекта 1. Название проекта «Моя семья» 2. Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный. 3. Время реализации:.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Отчет об организации работы с родителямиОтчет об организации работы с родителями В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Управление социально-психологическим климатом организации
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 11:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Управление социально-психологическим климатом организации» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Стасюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД