Получи документы

Управление рабочим временем персонала ДОО в условиях ФГОС

Зиниля Плахтей
Управление рабочим временем персонала ДОО в условиях ФГОС

В статье обсуждается актуальность использования методик управления временем в дошкольных образовательных организациях (ДОО) в современных условиях работы, формирующихся на основе положений нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ключевые слова: ДОО, управление, тайм-менеджмент, управление временем, ФГОС.

Публикация «Управление рабочим временем персонала ДОО в условиях ФГОС» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый 17 октября 2013 г., поставил перед российскими педагогами высокие социальные и гуманистические ориентиры. Согласно утверждённому министерством образования России документу, вся работа дошкольных учреждений в стране должна способствовать всестороннему развитию личности и инициативы ребёнка, сохранению его индивидуальности и физического здоровья.

В новой системе координат российского образования ребенок – это ценность, а не оцениваемый объект, как это нередко случалось в прошлые годы.

В то же время дошкольным образовательным организациям (ДОО) предоставляется большая свобода в выборе программ и методов реализации поставленных целей. ФГОС дошкольного образования не определяет содержание образования, а даёт лишь критерии, на которых оно может строиться, в частности количество часов, которое отводится на освоение той или иной темы, определяется учебным планом конкретного ДОО.

Согласно пункту 2 (п. п. 2.11.2) разрабатываемые в ДОО программы должны «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» [1].

Таким образом, в новых условиях воспитательно-образовательный процесс будет строиться не только с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, но и учитывать социальный заказ родителей и общества в целом.

Составитель рабочей программы ДОО в праве: самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, конкретизировать темы, изменить последовательность изучения материала, распределить время, отведенное на изучение, исходя из дидактической значимости тем; выбрать методики и технологии достижения поставленных целей.

При этом автор программы должен учитывать и нагрузку на детей. Все документы, определяющие работу ДОО, обязаны отвечать требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 11., п. п. 11.7) : «Соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию» [2].

Другой важный аспект нового федерального государственного образовательного стандарта, раскрываемый в пункте 3 (п. п. 3.2.5, – это поддержка индивидуальности и инициативы детей, которые должны реализовываться через: «организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения; создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия детьми решений» [1].

Реализация этих положений не возможна без создания в дошкольных образовательных организациях особой развивающей среды. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (п. 3., п. п. 3.3.1) впервые включено в государственный стандарт Российской Федерации [1]. Применение этого положения на практике кардинально меняет систему работы ДОО. Это касается не только технического переоснащения типовых помещений наших детских садиков, но и предполагает перестройку в работе всего педагогического коллектива – от руководителей до воспитателей в группах.

Как будут воплощены требования ФГОС, во многом зависит от педагогов конкретных дошкольных учреждений, от их личной готовности и педагогического мастерства.

Сложность и социальная значимость решаемых в настоящее время в ДОО задач требует от работников образовательных организаций высокой личной организованности и целеустремлённости.

Реализация системы мер по повышению качества воспитательно-образовательного процесса возможна только через использование целого комплекса форм и методов работы сотрудников, как коллективных, так и индивидуальных.

Как показывает практика, это невозможно без внедрения новых технологий, освоения инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности педагогов.

Одним из направлений оптимизации и совершенствования работы дошкольных образовательных организаций является использование специалистами ДОО технологий (методик) «управления временем».

Управление временем в экономике и сфере образования

В отечественной литературе термин «управление временем», как правило, используется в его английском варианте – «тайм-менеджмент» : английское слово «time»время, и «management»управление [3].

Впервые идею о том, что управление временем может положительно сказаться на эффективности работы предприятия, высказал в 1911 году Фредерик У. Тейлор в книге «Принципы научного управления».

В России в 20-е годы вопросам эффективного использования времени большое внимание уделял А. К. Гастев – руководитель Центрального института труда.

В вопросах управления и Тейлор, и Гастев отводили большую роль личной эффективности человека на его рабочем месте, эффективному использованию времени [7].

Классик тайм-менеджмента Петер Друкер также отмечает, что самоменеджмент (управление отдельного человека) является одной из важнейших задач менеджмента. Он также обратил внимание на сложность управления творческим и управленческим трудом «сверху», без учёта самостоятельной инициативы сотрудника [5].

Как самостоятельное научное направление, тайм-менеджмент оформился лишь к 70-м г. г. XX века. В настоящее время методы управления временем используются в различных сферах человеческой деятельности.

Среди наиболее эффективных и популярных методик самоменеджмента можно отметить: метод «Альпы», матрица Эйзенхауэра, закон Парето, закон Паркинсона, метод Pomodoro и другие способы контроля и управления временем. Перечисленные инструменты тайм-менеджмента позволяют эффективно контролировать личное время, грамотно вырабатывать стратегию достижения целей, правильно расставлять приоритеты.

К сожалению, тайм-менеджмент, являясь в значительной мере экономической дисциплиной, сосредоточился главным образом на разработке технологий планирования рабочего времени сотрудников коммерческих организации.

Стоит отметить, что в экономическом менеджменте достаточно редко затрагиваются вопросы самоменеджмента и организации труда работников.

В то же время управление образовательной системой во многом отличается от управления коммерческой структурой, а вопросы рационального использования времени здесь стоят не менее остро.

Над проблематикой управления в сфере образования работали многие видные зарубежные и отечественные ученые: А. Маслоу, П. Друкер, Д. Карнеги, М. М. Поташник, Д. М. Гвиашиани, И. Н. Гречникова, В. С. Лазарев и другие.

Доктор педагогических наук А. А. Симонова так описывает специфику управления в педагогическом коллективе: «Управление образовательной системой можно рассматривать и как взаимодействие руководителя с обучаемым. Можно выделить два канала взаимодействия: основную линию – опосредованное взаимодействие через педагогический коллектив и вторую – непосредственное взаимодействие с обучаемым» [9. С. 16].

Стоит отметить, что с учётом новых требований ФГОС, добавляются и другие каналы взаимодействия, в частности с родителями воспитанников.

Управление временем в дошкольных образовательных организациях

Сам вопрос управления временем в образовании поставлен в данной статье не потому, что современное образование не справляется с поставленными перед ним задачами, а потому, что сегодня остро ощущается необходимость в новых подходах к организации труда в условиях многозадачности и разновекторности деятельности работников ДОО.

Повышение качества педагогического процесса и дальнейшее развитие системы дошкольного образования возможно лишь при освоении инноваций [8].

Актуальность данного направления в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта понимают многие российские педагоги и учёные-практики. В настоящее время вопросами рационального использования рабочего времени в дошкольных организациях занимаются: П. И. Третьяков, А. А. Симонова, В. И. Зверева, Ю. Л. Конаржевский, К. Ю. Белая, Т. И. Шамова, Е. В. Ксенчук и другие.

Внедрение инновационных методик тайм-менеджмента на разных уровнях способно качественно изменить не только результаты функционирования всей системы образовательного учреждения, но и способствовать снижению нагрузок на специалистов, их творческой и личностной реализации.

Следует отметить, что инструменты управления временем могут быть задействованы как руководящими работниками и методистами, так и воспитателями групп.

Применение технологий тайм-менеджмента имеет свою специфику на разных уровнях.

Так, воспитателям инструменты тайм-менеджмента позволяют:

• эффективно реализовывать поставленные перед ними задачи;

• находить «ловушки времени» и рационально распределять рабочее время;

работать в условиях многозадачности по разным направлениям.

Кроме того, применение этих методов в ДОО способствует адаптации молодых специалистов в коллективе, избавляет их от стрессовых ситуаций, которые часто, в силу неспособности правильно распределять своё время, возникают в первые годы работы [4].

Организация деятельности учреждения должна строиться непосредственно от самого руководителя, и его роль в этом процессе, как никогда, важна.

Руководитель обязан построить работу ДОО так, чтобы эффективные методы управления были задействованы на всех уровнях, а его профессиональная деятельность была примером для его подчинённых.

Организация собственного труда – это не личное дело руководителя. От его решений и стиля работы зависит, – по какому пути пойдёт развитие дошкольного учреждения, сможет ли вверенный ему коллектив адаптироваться в новых условиях.

Отсутствие плановости и системы в работе приводят к сбоям на всех уровнях управления ДОО.

Какие проблемы наиболее часто можно наблюдать в работе руководителя и других специалистов образовательных учреждений?

Прежде всего, это не умение делегировать полномочия другим сотрудникам (своим подчинённым) для решения текущих вопросов. Как следствие, из поля зрения выпадают наиболее перспективные темы, не выявляются своевременно острые проблемы, которые со временем порождают массу других.

Делегирование – одно из ключевых положений тайм-менеджмента, являющее составной частью многих методик: метод «Альпы», принцип Эйзенхауэра и другие [3].

Так, матрица Эйзенхауэра помогает структурировать задачи по их важности и расставить приоритеты.

Задачи группируются в четыре блока.

Срочные: приоритетное выполнение

Важные задачи, которые можно перепоручить другим лицам

Менее срочные, решение которых можно перенести на другое время

Менее срочные, которые перепоручаются другим лицам

Руководитель, не использующий основополагающих методов тайм-менеджмента, поддавшийся стихийному ходу событий, по сути, становится оперативным диспетчером, устраняющим лишь текущие проблемы, не видящий перспективные направления развития.

Такой руководитель не может управлять собственным временем, не может планировать деятельность организации в целом.

Проведённые в ДОО исследования выявили следующие причины потери рабочего времени руководителем :

• недостаточное делегирование полномочий;

• незапланированные посетители и отрывающие телефонные звонки;

• желание вникать во все текущие проблемы;

• неспособность сказать «нет».

И, как результат допущенных ошибок, – работа в круглосуточном режиме, возникновение стрессовых ситуаций [6. С. 14].

Такой же вектор развития событий можно наблюдаться и в работе воспитателей групп. Планирование даёт возможность не только формировать направление учебного и воспитательного процессов на разных уровнях, но и позволяет структурировать рабочее время специалиста.

Растущие темпы изменений в образовательном процессе требуют передачи сотрудникам ДОО больших полномочий для принятия ими самостоятельных решений и организации собственного труда. Особенно это актуально в современных условиях при большом количестве внешних запросов – от родителей, муниципальных и государственных органов власти.

Кроме того, тайм-менеджмент может стать не только инструментом повышения эффективности использования времени сотрудниками, но и как инструмент развития организации.

Рациональное применение этих методик позволит повысить эффективность работы ДОО и воплотить на практике поставленные в ФГОС цели.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html.

3. Адамс, Б. Время. Секреты управления [Текст] / Б. Адамс. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 304С.

4. Белова, О. Н. Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов [Электронный ресурс] / О. Н. Белова // Социальная сеть работников образования. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/10/15/taym-menedzhment-v-dou-kak-sposob-povysheniya-adaptivnosti-i.

5. Друкер, П. Ф. Эффективное управление [Текст] / П. Ф. Друкер. – М. : АСТ, 2004. – 284С.

6. Ерыкалова, Т. А. Рациональное использование рабочего времени руководителем как условие эффективного управления современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Т. А. Ерыкалова // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы. Материалы II международной научно-практической конференции 10–11 ноября 2013 года. – Прага: 2013. – С. 11-14.

Публикации по теме:

День дублёра как форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОО в условиях реализации ФГОС  «День дублёра», как форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила воспитатель 1 квалификациионной.

Проектирование предметно-развивающей среды в группе ДОО в условиях реализации ФГОС до Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная.

Дистанционное образование в условиях ДОО В последние годы в России перед дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО, стоит множество задач, но приорететной, главной задачей.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до» Из опыта работы: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» Старший воспитатель МБДОУ.

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве ДОО в условиях реализации ФГОС» Что такое проектный метод, насколько он актуален в наше время, думаю, многие уже знают, поэтому не будем сильно углубляться в теорию..

Организация театрализованной деятельности в условиях ДОО Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной.

Самообразование воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОО» Самообразование воспитателя: Лебедева А. А. Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОО» Актуальность темы Гендерное воспитание.

Презентация «Системно-деятельностный подход в ДОО как основа организации образовательного процесса в условиях ФГОС» В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Управление рабочим временем персонала ДОО в условиях ФГОС
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 11:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД