МААМ-картинки

Управленческий проект «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Светлана Сорокина
Управленческий проект «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Краткая аннотация проекта

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений, способствует созданию более планомерному и успешному взаимодействию с семьями воспитанников.

Актуальность проекта

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Публикация «Управленческий проект „Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних в свои взаимоотношения.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нё м говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблемы:

• Во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают.

• Во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т. е, затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

• В-третьих, родители предъявляют повышенные требования к педагогам ДОУ в подготовке детей к школьному обучению, к совместному с детьми и педагогами участию в жизни детского сада.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Сегодня необходимо применять в работе с родителями новые формы сотрудничества, сделать детский сад более открытым.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.

Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Основная идея проекта :

Создание и внедрение в образовательный процесс МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок» инновационные формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.

Объект проектной деятельности : педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.

Предмет проектной деятельности : инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники реализации проекта :

- администрация МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок» – организует и координирует работу по проекту,

- педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях – тематических праздниках, Дне открытых дверей.

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит :

создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи;

обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:

• установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;

• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, используя новые формы работы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта :

Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.

Задачи проекта :

• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

• Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МКДОУ Чухломский детский сад «Родничок».

• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

• Повысить правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

• Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:

• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

• целенаправленные наблюдения;

• индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ;

• анкетирование;

• консультирование педагогов;

• анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи :

Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью

положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;

Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много

аспектной специфики каждой семьи;

Вариативность содержания форм, методов образования родителей;

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и

детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;

Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее

педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с

воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального

самосовершенствования);

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.

Условия реализации проекта : заинтересованность педагогов в регулярной и систематичной инновационной работе с родителями, заинтересованность родителей во взаимодействии с детским садом.

Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

Предполагаемый результат.

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

• повышению педагогических компетенций педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;

• повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

• формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МКДОУ, а также участию в образовательном процессе;

• установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.

• открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

• участию семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

• рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению,

• стремление педагогов ДОУ активнее использовать нетрадиционные формы работы с родителями,

• проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,

• стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ;

• положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Сроки реализации проекта – 1 год.

Таким образом, проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

• установление позитивных отношений с родителями;

• расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;

• построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

• гармонизация детско – родительских отношений;

• привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности развития ДОУ.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Одним из главных критериев успешности проекта является возможность продолжения его деятельности и после его реализации. Проект доступен для реализации в других дошкольных учреждениях района.

Данный проект имеет большие перспективы в своем дальнейшем развитии.

Материалы проекта могут быть использованы в работе с родителями педагогами нашего ДОУ на перспективу, а, также, для работы в других дошкольных образовательных учреждениях.

Примерное планирование поэтапной реализации проекта

Первый этап — подготовительный

Цель: разработка моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

Задачи Мероприятия Содержание Участники Сроки

разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;

Методические совещания старший воспитатель,

воспитатели сентябрь-декабрь

изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС; Самостоятельное изучение материала педагогами

старший воспитатель, воспитатели

Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

Анкетирование родителей старший воспитатель

Выявление актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;

формирование «Почты доверия»

Родители, воспитатели

подбор методической литературы по взаимодействию с родителями. Выставка методической литературы по теме проекта в методическом кабинете старший воспитатель в течение года

Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства. Анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи.

Воспитатели, родители, представители ребенка

Определение содержания и форм работы с родителями Педагогические заседания. План работы с родителями Администрация, воспитатели, родители

Второй этап — организационно-практический.

Цель: Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи Мероприятия Содержание Участники Сроки

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей Информация для педагогов Методические рекомендации по работе с родителями ст. воспитатель Сорокиной С. Б. Сентябрь

Информационные листы для педагогов «Речевые формулы работы с родителями»

«Правила педагогам при подготовке и проведении родительского собрания» ст. воспитатель Сорокиной С. Б.

воспитатели В течение уч. года

Консультация «Работа ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС : Педагоги ДОУ ст. воспитатель Сорокиной С. Б. Октябрь

Консультация «Организация работы по вовлечению родителей к участию в воспитательно-образовательной деятельности группы ДОУ» Педагоги ДОУ воспитатель

Базановой С. А. Октябрь

Картотека для воспитателей «Игры для проведения родительских собраний» Ст. воспитатель Сорокина С. Б. Октябрь

Семинар практикум с элементами тренинга «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Педагоги ДОУ Ноябрь

Консультация «Роль семьи в формировании личности ребенка» Педагоги ДОУ. Воспитатель Сергеева Н. Н. Декабрь

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

педагогическая поддержка. Наглядно-текстовая информация: папки-передвижки в родительских уголках

«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания»

«Как знакомить детей с нормами поведения»

«Игра – школа нравственного поведения» Воспитатели в течение года

Памятки, буклеты «Пять рецептов избавления от гнева»

«Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» Ст. воспитатель Сорокина С. Б.

Информационные листы

«Культура общения – это?»

«Посеешь привычку…»

Выставки литературы, совместного творчества По планам воспитателей В течение года

Информационный стенд «Что интересного у нас произошло» Ежемесячные фотоотчеты по проведенным мероприятиям Воспитатели в течение года

Работа консультационного пункта

педагог-психолог,

учитель-логопед Родители, воспитатели, специалисты

День открытых дверей, вечера вопросов и ответов

Открытые просмотры НОД Родители, воспитатели,

дети

Педагогическое партнёрство «Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями Гость группы Родители, воспитатели,

дети

Создание альбомов «Моя семья»

Книги о профессиях родителей

презентация выставка семейных фотографий;

выставка совместных работ;

заполнение семейного (генеалогического) древа;

рассказ о традициях семьи;

игры, конкурсы, выступления. Родители, воспитатели,

дети

Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада

Родители, воспитатели,

дети

Совместные творческие и

исследовательские проекты в рамках постоянно действующего семинара-практикума «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ» «В игры со звуками играем, лучше их запоминаем»

«Сказка – ложь, да в ней намек».

«Волшебная пуговица»

«Зимняя спартакиада»

«Домашние животные»

«Умные игры»

«Речевой ручеек»

«Моя родословная»

«Я люблю тебя, ой город»

«Прогулка с интересом»

«Земля – наш общий дом»

«По дорогам сказок»

«Семейный альбом»

«Это вся моя семья – мама, папа и я»

«Мои любимые игрушки» Старший воспитатель,

Родители, воспитатели,

Дети

Совместное проведение мероприятий в ДОУ

Праздники и развлечения по плану специалистов Родители, воспитатели,

Дети

Разработка методических материалов для реализации данных проектов. старший воспитатель, воспитатели

Третий этап — заключительный.

Цель: анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».

Задачи Мероприятия

Участники сроки

Проведение анализа проделанной работы Мониторинг, диагностика,

проведение педагогического совета «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия» Администрация ДОУ

Родители, воспитатели,

Дети Март

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: метод анкетного опроса

- беседы с родителями

Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: учет участия родителей в различных мероприятиях;

- наблюдения;

- беседы март-май

Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом Практический анализ реализации проекта, открытое обсуждение

Определение уровня деятельности педагога с родителями. использование листов самооценки.

Продукт проекта :

Информационные листы для родителей,

методические рекомендации педагогам,

конспекты нетрадиционных родительских собраний в группах,

публикации по проблеме,

фотоматериалы,

методические разработки,

Публикации по теме:

День дублёра как форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОО в условиях реализации ФГОС  «День дублёра», как форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила воспитатель 1 квалификациионной.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». (Из опыта работы). С введением в действие.

Опыт работы «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании детей в условиях реализации ФГОС» Для ребенка семья – главная и почти единственная школа воспитания:. Если он посещает детский сад, то воспитание осуществляется в единстве.

Проект «Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ и семьями воспитанников ДОУ» .

Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО. М. А. Кадохова, воспитатель подготовительной.

Самообразование «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО» Самообразование по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОО» Ведущей целью взаимодействия ДОО с семьей является создание необходимых.

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников Взаимодействие детского сада «Умка» с семьями воспитанников Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить.

Взаимодействие с семьями воспитанников на январь 2019 Взаимодействие с семьями воспитанников на январь 2019 Наглядная информация Папки – передвижки для родителей на тему «Закаляйся, если хочешь.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС. Одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управленческий проект «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 15:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД