Получи документы

Игры на формирование дружбы у дошкольников

Беленчик Марина
Игры на формирование дружбы у дошкольников

Дружба дарит ребенку не только близких

по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных.

Смысл потребности в дружбе будет отличаться по мере взросления ребенка. Дружба между младшими дошкольниками – это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми. Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его.

Публикация «Игры на формирование дружбы у дошкольников» размещена в разделах

Старшие дошкольники дружат иначе. Посещая детский сад, старшие дошкольники объединяются в группы по разным принципам:

- играя вместе,

- наводя порядок в игровой комнате или на площадке,

- занимаясь общим на прогулке, в игровой комнате.

Старшие дошкольники избирательны в дружбе : они не назовут другом каждого, с кем играют. Старшие дошкольники будут выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личностные характеристики.

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности. В детском саду существует наличие важного фактора – детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками.

Таким образом, многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

Дошкольники рассказывают о себе, обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

Благоприятные и дружеские взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. При хороших отношениях сверстников у них формируются доброта и отзывчивость. Конфликтные отношения в свою очередь формируют грубость и агрессию.

Примеры игр, направленных на повышение самооценки ребенка.

Игра «Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

Игра «Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Примеры игр для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Игра «День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)

Игра «Музыка и эмоции»

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

Примеры игр, на развитие умения слышать и воспринимать информацию.

Игра «Идет следствие»

Оснащение: магнитная доска, магниты; сюжетные картинки «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют». С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы».

Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод», дети могут описать её так:

- Я вижу улыбки на лицах.

- Я слышу смех и топот ног.

- Все держатся за руки.

- Я слышу веселую музыку.

- Я вижу подарки.

- Я чувствую запах елки.

Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза. Затем водящие меняются, игра возобновляется.

Игра «Что в сундучке?»

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой-либо предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Примеры игр, направленных на развитие навыков сотрудничества.

Игра «Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Описание игры : выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой, что и он.

Игра «Ау!» (авторы О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Описание игры : один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости. Необходимо обсуждать с детьми различные ситуации из жизни, поступки литературных героев и персонажей из мультфильмов.

Мультфильмы о дружбе :

«Доктор Айболит»,

«По дороге с облаками»

«Бременские музыканты»

«Умка»

«Котенок по имени Гав»

«Крокодил Гена»

«38 попугаев»

«Приключения кота Леопольда»

«Золотая антилова»

«Подарок для самого слабого»

«Чучело - мяучело»

«Мой друг зонтик» и многие другие

В своей работе использую также использую книги Елены Ульевой «Что такое дружба (энциклопедия для малышей в сказках, книгу Натальи Евдокимовой, Елены Мамонтовой «50 терапевтических сказок и игр от капризов, страхов и агрессии. Воспитание ребенка без криков и истерик», а также терапевтические сказки детской писательницы Юлии Лавренченко на сайте https://skazochka.onlane

Для формирования у детей дружеских взаимоотношений необходима целенаправленная работа с дошкольниками, как в детском саду, так и в семье.

Используемая литература для статьи:

- материалы вебинара Лободиной Натальи Викторовны «Психологические игры, тренинги и упражнения для детей дошкольного возраста в ДОО, или Учимся дружить, доверять помогать»

- методическое пособие У. А. Дауровой «Учимся дружить», 2020г.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Фотоотчет о проведении праздника Дружбы в Международный день ДружбыФотоотчет о проведении праздника Дружбы в Международный день Дружбы Аристотель сказал: «Друг - это одна душа, живущая в двух телах». Дружба, пожалуй, одно из самых светлых человеческих чувств. Как и любовь,.

Фотоотчет об участии в акции «Самолетик дружбы дошкольников»Фотоотчет об участии в акции «Самолетик дружбы дошкольников» Вместе с дошколятами большой нашей страны «Огонек» расширяет горизонты! В преддверии Дня дошкольного работника и Дня учителя воспитанники.

Конспект занятия по аппликации «Хоровод дружбы» для воспитанников старшего дошкольного возраста к международному Дню дружбыКонспект занятия по аппликации «Хоровод дружбы» для воспитанников старшего дошкольного возраста к международному Дню дружбы Программные задачи: формировать умения самостоятельно создавать сюжетную аппликацию из разных материалов, самостоятельно применять способы.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Миру-мир! Мы участники международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»! Наш «Хоровод дружбы».Миру-мир! Мы участники международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»! Наш «Хоровод дружбы». Прочитав на сайте об акции "Гирлянда дружбы",я решила присоединиться к доброй акции во имя сохранения мира, дружбы и любви на всей планете.

Праздник дружбы. Развлечение для старших дошкольниковПраздник дружбы. Развлечение для старших дошкольников b]Развлечение для воспитанников старшего дошкольного возраста «Праздник дружбы»[/b] Ведущая 1: Сегодня праздник нас собрал: Не ярмарка,.

Библиотека изображений:

Публикация Игры на формирование дружбы у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Беленчик Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Игры на формирование дружбы у дошкольников
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 22:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД